Валентина Сметанина
Конспект НОД «Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову Микитову)»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
1. Формировать активный зрительный и звуковой контроль над составлением
пересказа, над последовательностью и полной передачей содержания.
2. Развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов
на вопросы.
3. Активизировать и обогащать словарный запас по теме "Осень".
4. Формировать усвоение нормативного использования средств языка и
грамматических обобщений.
5. Воспитывать умение работать в команде, не выкрикивая.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно - эстетическое развитие. Музыка», «Физическое развитие»,
«Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, художественно -
эстетическая деятельность
Материалы и оборудование: Графические схемы; предметные картинки с
изображением грибов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики,
клюква, гроздья рябины) Доска, магниты, диск П. И. Чайковский «Осенняя
песня».("Времена года")
Предварительная работа: Чтение рассказов про осень И. Соколова -
Микитова, знакомство с творчеством писателя. Рисование на тему «Гроздья
рябины», лепка "Грибное лукошко", «Поздняя осень», «Осеннее дерево».
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I Вводная часть (дети стоят возле воспитателя или сидят на стульчиках в полукруге)
Воспитатель: Ребята, заканчивается осень, остались последние деньки и
вчера я получила необычное письмо - электронное, из далекой Африки. Его
прислали маленькие жители далекой африканской страны. Давйте его вместе
послушаем. (слушание письма). Раскажем ребятам об осени? А наш рассказ
запишем на камеру и отправим маленьким африканским ребятам.
- А для начала небольшая разминка.
Воспитатель: Предлагаю поиграть, игра "Третий лишний"
Называю цепочку слов, а вы говорите что здесь лишнее используя
выражение:. лишний потому, что. .
- Мухомор, подберёзовик, лисичка, опенок.
- Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.
- Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.
Дети: Мухомор, потому что это ядовитый гриб. и т. д
Воспитатель: Верно, ответили. А сейчас отгадайте загадки, и подумайте
какая схема соответствует отгадке:
- Приходит по луже, уходит по стуже (Осень, лист)
- По небу плывут, дождик несут (Облака)
- Муха охнула сперва: "Ах, какие кружева! Я попала в кружева - и пропала
голова!" (Паутина)
- Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)
- Была зелёной маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и
вот теперь я спелая. (Ягода)
Воспитатель: Молодцы подобрали все схемы правильно.
II Основная часть
Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ Ивана Сергеевича Соколова
- Микитова "Осень"
После знойного лета, наступила золотая осень. По прозрачному высокому
небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая
паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые
подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и
душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке
тонконогие опенки. В болотах рассыпана по кочкам румяная клюква. На
лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух.
Воспитатель: Какое время года наступает после знойного лета?
Дети: После знойного лета наступает золотая осень
Воспитатель: По какому небу бегут облака?
Дети: По высокому небу бегут облака.
Воспитатель: Что летает над землей в погожие, теплые дни?
Дети: В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина.
Воспитатель: Какие грибы растут по опушкам лесов?
Дети: По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики,
зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.
Воспитатель: Что рассыпано по кочкам в болотах?
Дети : В болотах рассыпана по кочкам румяная клюква.
Воспитатель: Какая ягода краснеет на лесных полянах?
Дети: На лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы в осеннем лесу.
(Дети встают под музыку в круг).
Воздух чист и прозрачен. Давайте подышим свежим воздухом в лесу.
Делаем глубокий вдох и выдох. (Несколько раз).
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
(Дети с поднятыми руками стоят и качаются из стороны в сторону).
Деревцо все ниже, ниже, ветер тише, тише.
(Дети опускают руки и присаживаются на колени.)
Воспитатель: Ребята, мы говорим про осень. Разминка закончилась и нам
пора записать наше письмо. Внимание запись!
- Осень, какая?
Дети: Золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая и т. д
Воспитатель: Ребята, А в рассказе осень какая?
Дети: Золотая.
Воспитатель: Небо, какое?
Дети: Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, безоблачное и т. д
Воспитатель: Ребята, а в рассказе небо какое?
Дети: Прозрачное, высокое.
Воспитатель: Лето, какое?
Дети: Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное и т. д
Воспитатель: Ребята, а в рассказе лето какое?
Дети: Знойное.
Воспитатель: Посмотрите, на эти муляжи внимательно. Почему
подосиновик называют красноголовым?
Дети: Потому что шляпка гриба красная.
Воспитатель: Почему зеленоватые и розовые сыроежки?
Дети: Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и
зеленые.
Воспитатель: Скользкие грузди?
Дети: Грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят.
Воспитатель: Душистые рыжики?
Дети: Грибы оранжевого цвета и очень ароматные.
Воспитатель: Румяная клюква?
Дети: Ягода красная, как щеки на морозе.
Воспитатель: Гроздья рябины?
Дети: Много ягод на одной ветке.
Воспитатель: Ребята, Давайте ещё раз послушаем рассказ И. Соколова -
Микитова "Осень". И расскажем его по подсказкам.
1. После знойного лета, наступила золотая осень.
2. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
3. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина.
4. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики,
зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На
старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
5. В болотах рассыпана по кочкам румяная клюква. На лесных полянах
краснеют гроздья рябины.
6. Чист и прозрачен воздух.
!
Воспитатель: А теперь, Вы попробуете его рассказать. (пересказ детей с
опорой на графический план)
III Заключительная часть.
Воспитатель: Мы с вами составили очень красивые рассказы об осени,
надеюсь наши африканские друзья остануться довольны. Они много
интересного узнают из наших рассказов об осени. Чей рассказ вам
понравился больше? Почему?
А ещё я предлагаю пойти сейчас в группу и нарисовать картинки к нашим
рассказам. Эти картинки мы отправим вместе с нашими рассказами.