Ирина Шерина
Конспект НОД в средней группе «Пересказ русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Цель: обучение детей умению пересказывать короткую сказку.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Пересказ русской народной сказки „Пузырь, Соломинка и Лапоть“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- «Пузырь, Соломинка и Лапоть», сказка
- Темочки
• побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки;
• способствовать формированию умения передавать содержание сказки с помощью иллюстраций;
• активизировать словарный запас детей за счё т употребления слов: трусливый, перетянется, лапти; вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый).
Развивающие:
• развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие со взрослым, реагировать на сообщения сверстников;
• стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
• способствовать созданию положительного эмоционального настроя;
• воспитывать любовь к устному народному творчеству, интерес к игровой деятельности.
Материал и оборудование:
предметные картинки: лапоть, соломинка;
иллюстрации к русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
Ход
I. Вводная часть
- Встали на лужок, сделали кружок. (Дети вместе с педагогом встают в круг.)
- Ребята, а вы любите сказки? (Да)
- А какие бывают сказки? (Авторские и народные)
- Почему сказка называется авторская (Ее написал автор или писатель - сказочник); «народная» (Ее сочинил народ : один человек придумал сказку и рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя и пересказал третьему, третий рассказчик тоже немного изменил сказку и поведал ее другим людям. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получилось, что сказку придумывал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому ее так и назвали - «народная».) Предложить детям вспомнить, какие русские народные сказки они знают.
- Сегодня я познакомлю вас с новой русской народной сказкой. Называется сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. После того как я расскажу вам сказку, вы должны будете ответить на мои вопросы.
II. Основная часть
Дети садятся на стульчики. Воспитатель рассказывает детям сказку.
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
«Жили – были пузырь, соломинка и лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю :
– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
– Дети, понравилась сказка? (Да)
– Назовите героев сказки. (Пузырь, Соломинка и Лапоть)
– Ребята, вы знаете, что такое лапоть? (Старинная плетеная обувь из лыка. – Лыко – это тонкий слой мягкой коры дерева.
– Что такое пузырь? (Наполненный воздухом или газом шарик).
– Какие бывают пузыри? (Мыльные).
– Приходилось ли вам надувать мыльные пузыри? (Да)
– Что чаще всего с ними происходило? (Лопались)
– Посмотрите на картинку. Это соломинка, стебелек злакового растения: пшеницы, овса, ржи. (Показ картинки).
– Куда отправились Пузырь, Соломинка и Лапоть? (Они пошли рубить дрова в лес). – Какую преграду герои сказки встретили на своем пути? (Им помешала речка). – Что предложил лапоть пузырю? (Лапоть сказал : «Давай мы на тебе переплывем»).
– Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег? (Нет, не согласился). - Как вы думаете, почему он не согласился? (Он струсил).
- Что же предложил Пузырь? (Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).
- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря? (Соломинка согласилась). - Почему она согласилась? (Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег). - Кто первым пошел по Соломинке? (Первым пошел Лапоть).
- Что случилось с Соломинкой? (Соломинка переломилась).
- Почему она переломилась? (Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).
- А лапоть какой? (Тяжелый) - Что произошло с Лаптем? (Лапоть упал в воду).
- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду? (Пузырь начал смеяться).
- Что стало с Пузырем? (Пузырь лопнул). - Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили? (Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).
Подвижная игра «Пузырь»
– Предлагаю поиграть в игру «Пузырь».
Все дети и взрослый берутся за руки и становятся близко друг к другу, говорят слова. Вместе со словами все потихоньку отходят назад, получается большой круг.
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Играющие начинают бежать по кругу со словами:
Он летел, летел, летел
И за веточку задел.
Все вместе присаживаются на корточки, говорят «Ш – ш – ш – ш».
Воспитатель, выбирает ребенка, который «заклеит» пузырь. Ребенок идет по кругу, аккуратно задевая каждого по голове (заклеивает). Тот, кого задели, встает на ноги. Игра повторяется еще раз.
Повторное рассказывание сказки
– Послушайте, я расскажу сказку еще раз.
Воспитатель рассказывает сказку еще раз, выставляя на мольберт иллюстрации, соответствующие эпизодам сказки.
Пересказ сказки детьми с использованием плана из иллюстраций
– Предлагаю рассказать сказку вам, используя план из иллюстраций.
Выслушивается пересказ 2 – 3 детей. В случае необходимости воспитатель задает наводящие вопросы или подсказывает отдельные слова.
Пальчиковая игра «Мыльные пузыри»
Посмотри–ка, посмотри –
Мы пускали пузыри Указательные и большие пальцы каждой руки сложить колечком
Дуем, дуем, дуем, дуем – Колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них.
Много пузырей надуем. Развести руки в стороны
На столе и на двери –
Всюду в доме пузыри. Дети перемещаются по группе, показывая, как летают пузыри
Только в руки не бери –
Сразу лопнут пузыри! Резко выпрямить пальцы, изображая лопнувшие пузыри
Дидактическая игра (с мячом) «Скажи наоборот»
Пузырь толстый, а соломинка какая? (Тонкая.)
Соломинка высокая, а лапоть какой? (Низкий.)
Пузырь легкий, а лапоть… (Тяжелый).
Соломинка смелая, а пузырь… (Трусливый, пугливый).
III. Заключительная часть
Рефлексия.
– С какой сказкой сегодня познакомились?
– Чему научила вас эта сказка?
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам сегодня больше всего понравилось?