Наталья Петрушова
Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
Педагог-мастер: Петрушова Наталья Владимировна
Дата проведения: 30.11.2017г.
Время проведения: 10-10
Место проведения: групповое помещение
Продолжительность: 30 минут
Публикация «Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И, Соколова-Микитова „Улетают журавли“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные цели. Повторение перелетных птиц. Обогащение лексики синонимами к словам стая, корм, стужа, лететь и родственными словами к слову журавль. Закрепление употребления творительного падежа множественного числа существительных с предлогом С. Обучение составлению плана пересказа. Закрепление навыка пересказа текста с помощью мнемотаблицы (плана).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого дыхания, планирующей функции речи, творческого воображения. Развитие артикуляционной моторики. Координация речи с движениями.
Воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитание навыков сотрудничества, ответственности.
Методы и приемы. Игровая ситуация, беседа, вопросы, дидактические игры, упражнения, наглядные методы, чтение стихов, слушание рассказа и аудиозаписи.
Оборудование. Предметные картинки: перелетные и зимующие птицы. Мнемотаблица. Магнитофонная запись журавлиного крика. Птицы оригами, ватман, цветные карандаши.
Предварительная работа. Беседа о перелетных птицах; НОД «Описание журавля»; рассматривание картинок птиц; загадывание загадок; чтение стихов.
Ход занятия
1. Оргмомент. Динамическое упражнение.
Логопед. В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь.
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Логопед. Гуляя по лесу, вспомним правила поведения на природе. (Дети называют правила поведения.)
Дети вслед за логопедом проходят на свои места
2. Дыхательное упражнение «Ветер»
Логопед. Дует легкий ветерок – ф-ф-ф.
И качает так листок – ф-ф-ф
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф.
И качает так листок – ф-ф-ф
3. Краткая беседа о перелетных птицах.
Почему эти птицы называются перелетными?
Куда они улетают?
Когда они улетают на юг?
Почему они улетают осенью на юг?
Кто видел, как улетают птицы?
Как они летят?
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Когда я шла по лесу, то на ветке заметила дятла. Дятел перелетная или зимующая птица?
Упражнение «Дятел» (в медленном, быстром темпе).
Упражнение «Дождь» (т-д, т-д, т-д)
5. Чтение адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» на фоне магнитофонной записи журавлиного крика.
Улетают журавли
В золотые осенние дни, готовясь к отлету, журавли собираются в стаи. Перед далекой дорогой, покружили они над рекой, над родным болотом.
Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. Делая короткие остановки на отдых.
С высокого ясного неба услышим мы их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.
6. Беседа по содержанию отрывка
Как автор называет дни, в которые собрались к отлету журавли?
Разве дни могут быть золотыми? Почему автор так называет их?
Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?
Как летят журавли?
Какой путь предстоит журавлям? (Долгий, длинный, трудный, тяжелый.)
Почему журавли остановились на отдых?
Какой был отдых у журавлей?
Чем автор заканчивает рассказ?
7. Составление плана пересказа
8. Физминутка Игра «Хочу быть птичкой»
Я по улице гулял, (Шаги на месте).
Скворцов и ласточек считал
Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать (Руки вниз, удивление).
И руками стал махать (Махи руками).
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).
Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх).
Но пришлось на землю сесть (Присесть).
9. Сюрпризный момент.
Логопед. Ребята, прислушайтесь. Слышите, кто-то стучит в окно. (Аудиозапись крика журавля.) Да это Журавушка. Он, наверно, отбился от стаи. (Оригами птичка.) Я предлагаю рассказать Журавушке наш рассказ.
10. Повторное чтение рассказа логопедом.
11. Пересказ рассказа с опорой на план-мнемотаблицу.
Пересказ рассказа по цепочке.
Пересказ рассказа одним ребенком.
Пересказ рассказа с удалением одного из пунктов плана (убрать картинку, целостность рассказа должна быть сохранена.)
За правильные ответы детям даются оригами журавли.
12. Игра «Кто с кем улетает осенью на юг?»
Летят журавли на юг (со своими) журавлятами.
….утки….
….гуси…
…лебеди…
….аисты…
13. Создание совместного коллажа «Улетают журавли».
Логопед. Раскрасьте своих журавлей. Давайте, ребята, соберем журавлей в стаю и попрощаемся с ними до следующей весны. (Дети при помощи логопеда приклеивают своих журавлей на ватман.)
14. Итог.
Звучит аудиозапись курлыканья журавлей.
Логопед. Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли. (Е. Благиной)
Ожидаемые результаты: закрепление знаний о перелетных птицах, умение пересказывать рассказ с помощью плана-мнемотаблицы.
Перспективы: Выбор темы соответствует календарному и перспективному планированию по развитию речи в подготовительной логопедической группе. Дети владеют навыками пересказа рассказа по мнемотаблице. Продолжать работу по развитию связной речи у детей подготовительной логопедической группы.
Список литературы:
1. Н. В. Нищева. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Детство-Пресс, 2008г.
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР. Москва, 2001г.