Светлана Борисова
Конспект занятия «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Перелетные птицы»
Цель:
Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Образовательная область:
— познавательное развитие;
— социально-коммуникативное развитие;
— речевое развитие.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
— Расширить знания детей о птицах.
— Закрепить знания о перелетных птицах.
— Закрепить обобщающие понятия.
— Обучать развернутому высказыванию.
— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
— Наглядные;
— Словесные;
— Игротерапия;
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Оборудование:
—Плакат с изображением природы, перелетных птиц;
— Картинки: «Перелетные птицы»;
—Диск с голосами птиц;
—Д/игра «Четвёртый лишний»;
— Раскраски.
Ход занятия:
1. Организационный момент (ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Я. Маршака)
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята о каком времени года говорится в стихотворении С. Я. Маршака?
2. Беседа по теме. ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне.
- Сейчас у нас какое время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Сейчас какой по счету месяц?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).
ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать красивые слова о весне. «Весна, какая?»
ДЕТИ: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д…
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
(картинки с изображением птиц : грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными?
ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью?
ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что для перелётных птиц страшнее : холод или голод?
ДЕТИ: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?
ДЕТИ: У них здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же интересно птицы летят до нас? - Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает картинки).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей) (картинка)
- Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)
2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (картинка)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).
- Отгадайте следующую загадку.
3. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка) (картинка) (включается аудиозапись).
4. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (картинка) (аудиозапись).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что общее есть у всех птиц?
(дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Давайте поиграем, встаём и делаем круг!
3. Физкультминутка: «Весёлый шарик».
Ты катись весёлый шарик
Быстро – быстро по рукам,
У кого весёлый шарик
Называет птицу нам.
4. Познавательно-исследовательский этап.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, чем весной занимаются птицы?
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы?
( пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им?
Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
ДЕТИ: Строят птицы гнезда.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?
ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя.
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.
Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называются птенцы?
5. Дидактическая игра «Назови птенцов».
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
6. Береги природу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам – символам).
ДЕТИ:
- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
ДЕТИ:
• Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
• Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
• Мы никогда не услышим их чудных песен.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Теперь вам понятно, почему говорят: Птицы - наши помощники и друзья
7. Завершающий этап.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- О каких перелётных птицах мы говорили?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
- Молодцы! Я даю призы – раскраски, оживите цветными карандашами этих птиц.