Ольга Алимова
Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение нашего ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если не проконтролировать. Приходится с сожалением констатировать: самостоятельность не сформирована. А может она просто несвойственна детям определенного возраста? Тогда в каком возрасте возникает? Можно ли ее целенаправленно формировать?
Темочки:
Приблизительно меду вторым и третьим годами жизни, на границе раннего и дошкольного возраста, ребенок начинает отстаивать свое право на самостоятельное осуществление действий. Средства защиты этого права самые разнообразные. Вот малыш вырывает руку у мамы, которая ведет его по лестнице, и заявляет: «Моя ручка» (имея в виду, что спускаться он будет сам и держать его не надо). Законное требование. Такое устремление заслуживает уважения.
На первый взгляд выстраивается простая и ясная картина. В определенный момент жизни у ребенка возникает стойкое желание выполнять какие – то действия самостоятельно. Он стремиться к этому всеми силами. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера. К сожалению, многие родители замечают, что их дети слов «я сам» не произносили никогда, никаких попыток самостоятельных действий не предпринимали, хотя их всячески побуждали к этому. Другие доказывают: настойчивое стремление к самостоятельности в 2 – 3 года к 5 – 6 годам резко падает. Выходит, что первые признаки самостоятельности со временем исчезают. Тогда, может быть, первые слова «я сам», как и первые попытки самостоятельно действовать, к самостоятельности никакого отношения не имеют? Нет, имеют и самое непосредственное, но они пока еще не являются самостоятельностью в полном объеме. Это лишь признак зарождения ее самых важных и необходимых компонентов.
Уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной, совершаемой ребенком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и еще одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, мы всегда можем определить, кто из них более самостоятелен, т. е. более настойчив, меньше рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании, сам решает, как его исполнить.
Степень и уровень самостоятельности позволяет определить это качество как нечто, имеющее общую, единую структуру на всех уровнях и при любой степени выраженности. Общность структур заключается в том, что всякий раз, осуществляя деятельность, индивид демонстрирует особое качество с опорой только на собственные знания, умения и навыки. Следовательно, деятельность является самостоятельной только тогда, когда совершающий ее человек овладевает ею в полном объеме, т. е. становится ее носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.
Одна из первых целостных деятельностей – предметная. Ее формирование завершается приблизительно к 3 годам, с появлением способности исполнить ее без поддержки окружающих.
Но вот наступает время, когда и общезначимость своего продукта малыш будет оценивать сам. Это происходит около 3 лет его жизни или чуть позже. Овладение способностью соотносить результат в деятельности с предварительным намерением – последний компонент в становлении целостной деятельности, а, следовательно, и самостоятельности. Овладев всеми тремя компонентами предметной деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля, малыш оказывается способным воспроизводить ее самостоятельно. Только постепенно изжив в своих предметных действиях элемент содействия взрослого, ребенок становится самостоятельным. Но, не пройдя этой школы взаимодействия, ребенок не станет самостоятельным. Вот почему не все дети, достигнув трехлетнего возраста, просят, чтобы им разрешили действовать самостоятельно. Их слишком рано и интенсивно приобщали к самостоятельности, а они были к этому не готовы. И, как результат, «синдром беспомощности».
Однако, почему самостоятельность в предметной деятельности у детей 5 – 6 лет падает? Потому, что предметная деятельность в этот возрастной период перестает быть ведущей – сменяется другой, в которую переносятся все его интересы. Его предметная деятельность, некогда изумлявшая родителей, становится для окружающих само собой разумеющийся. Не значимая для других, она незначима и для него самого.
Итак, стоит выделить основные этапы становления самостоятельности, на которых правильные педагогические воздействия взрослых во многом определяют дальнейшую судьбу детей.
1. Самостоятельность - многокомпонентное психическое образование, включающее в себя:
• Способность ставить перед собой задачу,
• Способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения,
• Способность соотносить полученный результат с исходным намерением.
2. Данные компоненты самостоятельности возникают в онтогенезе неодновременно. Взрослые должны бережно относиться к инициативе ребенка, поощрять ее и помогать осуществлять задуманное. Часто нереализуемая инициатива способна исчезнуть, не закрепившись в характере, и губительно скажется на всем процессе становления деятельности.
3. Следующий этап – формирование такого компонента самостоятельности как способность совершать целесообразные, ведущие к достижению поставленной цели действия. Родители должны присматривать за играми детей и направлять их действия.
4. Третий компонент полной самостоятельности – способность ребенка к оценке своих действий – завершает в целом этот процесс. Однако, контроль за успешностью своей деятельности еще несовершенен и требует коррекции, дополнений и порой защиты от самих детей. Ребенок, не добившись необходимого результата, бурно переживает свое неумение. Он страдает почти физически, когда его достижение не соответствует замыслу. Необходимо поддерживать ребенка, вселить уверенность в успехе и радоваться за него – он стал совсем самостоятельным.