МААМ-картинки

Использование технологии интеллектуального картирования в развитии познавательных и речевых способностей дошкольников (1 фото)

Беляева Людмила Александровна
Использование технологии интеллектуального картирования в развитии познавательных и речевых способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование технологии интеллектуального

картирования в развитии познавательных и речевых

способностей дошкольников»

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность педагогического опыта

3. Обоснование выбора темы

4. Теоретическая база опыта

5. Цель опыта

6. Задачи опыта

7. Практическая значимость педагогического опыта

8. Новизна педагогического опыта

9. Широта педагогического опыта

10. Адресность опыта

Публикация «Использование технологии интеллектуального картирования в развитии познавательных и речевых способностей дошкольников» размещена в разделах

11. Формы распространения опыта

12. Описание опыта работы

13. Работа с родителями

14. Ресурсное обеспечение

15. Финансовое обеспечение

16. Результативность работы с детьми

17. Вывод

Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и

он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский.

Введение

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных и речевых способностей детей дошкольного возраста, детской активности и инициативности.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в разных видах деятельности. Именно поэтому интеллектуальное картирование мною определено в качестве одного из перспективных направлений в образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию дошкольников.

Актуальность педагогического опыта

Приоритетной задачей любого педагога является развитие творческой активности ребенка, побуждение к стремлению создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

В современном дошкольном образовании активно реализуются традиционные технологии и методики, параллельно с этим, ориентируясь на принципы развивающего обучения, происходит поиск перспективных методов и средств развития дошкольников, так как постоянно меняются задачи, формы, методы и приемы организации современного образования.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавая новое.

В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одной из таких эффективных технологий развития ребёнка, на мой взгляд, и является использование новой активно - деятельностной технологии развития детей дошкольного возраста – интеллектуальное картирование.

Технология интеллектуального картирования - это технология изображения информации в графическом виде, т. е. интеллектуальных карт (интеллект – карт). Это наглядный способ предоставления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области и основывается на наглядно – образном мышлении ребенка, являющимся основным в дошкольном возрасте.

Интеллектуальная карта (интеллект-карта) – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются познавательные, речевые и творческие способности детей, активизируется память и мышление.

В педагогической литературе встречаются разные названия таких карт- это «интеллектуальные карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти», «карты разума».

Обоснование выбора темы

В дошкольном образовании интеллектуальные карты применяются не часто, большее распространение получил метод моделирования.

На технологию интеллектуального картирования, на мой взгляд, необходимо обратить особое внимание, так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление. Обучение по интеллект - картам содержит и наглядные, и словесные, и практические приемы. А самое главное заключается в том, что познание окружающего мира и развитие речи детей происходит в интересной и увлекательной для детей деятельности.

Благодаря этой технологии, дети имеют возможность увидеть основную мысль в выбранной теме, рассмотреть ее до мелочей и работать над ней в соответствии с возрастом, дополняя и изменяя ее.

Преимущество данной технологии и в том, что все дети включаются в образовательный процесс одновременно, даже если ребенок по какой-либо причине отсутствовал, он легко и непринужденно подключается к работе на любом этапе и не испытывает затруднений.

Интеллектуальные карты можно рисовать, развивая творческие способности, собирать из готовых картинок и фигурок, что будет являться мобильным вариантом интеллект - карты, которую легче трансформировать и можно составлять в любом месте, привязав к любой теме. Эта технология повышает мотивацию к познавательной деятельности, активизирует словарный запас, повышает уровень развития детей, в результате чего у них возникает множество новых идей, они свободно высказывают свое мнение, а главное, самостоятельно учатся добывать знания. К интеллект - карте можно возвращаться снова и снова для ее пополнения и повторения материала.

Технология интеллектуального картирования является неотъемлемой составляющей индивидуализации образовательного процесса. Данная технология поддерживает активность и развивает детскую инициативу.

Применение интеллект – карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира через собственную практическую деятельность, позволяет развить в каждом ребенке собственное мнение, собственный взгляд на мир.

Результативность применения метода интеллект - карт достигается :

наглядностью: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

запоминаемостью: благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач;

возможностью пересмотра: пересмотр интеллект - карты через некоторое время помогает усвоить карту в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Опыт моей работы с детьми по использованию в образовательном процессе технологии интеллектуального картирования показывает, что дети лучше усваивают информацию по конкретной теме в целом, либо по основным составляющим частям, словарный запас значительно пополняется, повышается активность детей, дети быстро включаются в деятельность, охотно сотрудничают, у них появляется общее дело. При использовании интеллект – карт дети активно включаются в обсуждение темы, свободно отвечают на поставленные вопросы, они практически не ощущают психоэмоционального напряжения, что дает ребенку уверенность в себе. Поэтому опытом своей работы мне бы хотелось поделиться с коллегами.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой моего педагогического опыта являются исследования педагогов и психологов.

Метод интеллектуального картирования был создан американским ученым Тони Бьюзеном. Для работы с детьми дошкольного возраста данная технология была адаптирована педагогом Валентиной Михайловной Акименко.

Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А,В, Запорожца, Ж. Пиаже и других, основанием для развития образного мышления, воображения, памяти является овладение ребенком способностью к замещению (в т. ч. с использованием схем, таблиц, карт и др.).

В основе технологии интеллектуального картирования лежит деятельностный подход, предложенный А. Н. Леонтьевым. Он предполагал, что ребенок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т. е. научиться осуществлять деятельность. На первый план должно выходить дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.

Л. С. Выготский отмечал, что у детей дошкольного возраста важно развивать те психические функции, без которых ребенок не может успешно обучаться в школе – это память, внимание, воображение, мышление, речь и т. д. А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

Ж. Пиаже обращал внимание на то, что «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца-ребенка».

Л. Ф. Обухова отмечала, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения.

Согласно теории Н. Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательность сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты.

Коллектив научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой разработал систему развивающих занятий для детей дошкольного возраста, основная идея которых раскрыть окружающий мир во всех взаимосвязях.

Таким образом, опираясь на исследования известных педагогов и психологов, я разработала систему планирования работы на основе использования в образовательной деятельности технологии интеллектуального картирования по различным образовательным областям, особое внимание уделив речевому и познавательному развитию дошкольников, также составила примерные макеты интеллектуальных карт по различной тематике для средних, старших и подготовительных групп.

Цель: развитие познавательных и речевых способностей детей дошкольного возраста в процессе создания и использования в образовательном процессе интеллектуальных карт.

Задачи:

• формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

развивать познавательную активность, любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи;

• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, развивать коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми;

развивать мелкую моторику рук;

развивать психические функции (внимание, память, мышление, воображение);

• формировать познавательные действия, элементы самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции и собственных действий;

развивать навыки совместной деятельности;

способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей;

• воспитывать у детей желание конструировать свое знание, которое формируется в процессе деятельности

Практическая значимость педагогического опыта

Данный педагогический опыт способствует развитию у детей более высокого уровня познавательных и речевых способностей, творческого мышления, воображения, овладения основными мыслительными операциями при создании творческого продукта – интеллект – карт.

Практическая значимость использования интеллект – карт состоит в том, что они способствуют формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Интеллект – карты позволяют добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом применить в образовательной деятельности.

Использование интеллектуальных карт в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной познавательной деятельности с детьми. Именно в деятельности ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения общественным и природным явлениям, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными знаниями о социальном мире, природе. Применение интеллект – карт отвечает современным требованиям о деятельностном подходе в процессе организации образовательного процесса. Интеллект – карты помогают дошкольнику : запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать и искать ассоциации, рассуждать и общаться, пересказывать или рассказывать.

Полученные знания и навыки дети в дальнейшем могут использовать в различных видах образовательной деятельности, в быту, игре, а также способствуют успешной адаптации к школьному обучению, желанию и умению самостоятельно получать новые знания.

Новизна педагогического опыта

В данном опыте раскрываются особенности работы с детьми по использованию технологии интеллектуального картирования в познавательном и речевом развитии. Технология интеллектуального картирования открывает перед воспитателями дополнительные возможности в познавательном и речевом развитии детей. Углубленно представлена методика создания и использования интеллект - карт в разных видах образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, начиная со средней группы.

Интеллект – карты дают ребенку полную картину, увязывают в единое целое темы и явления, которые на ней изображены, они являются чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа, возможностью самостоятельно осуществлять деятельность, получив в результате творческий продукт.

Интеллект – карты имеют ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных демонстрационных и раздаточных картинок. С помощью интеллект – карт детям легче выделить основную идею, т. к. она размещена в центре карты, четко видна важность каждой идеи, наглядно видны взаимосвязи между ключевыми понятиями по конкретной теме.

В течение 5 лет мною разработаны:

• перспективное планирование образовательной деятельности

по познавательному и речевому развитию с использованием

интеллектуальных карт;

• проекты образовательной деятельности с включением интеллектуальных карт;

• консультации для педагогов ДОУ;

• сообщение для курсов усовершенствования воспитателей;

• конспекты образовательной деятельности;

• презентации по познавательному развитию;

• консультации для родителей.

Оформлены:

интеллектуальные карты по комплексно – тематическому плану для средних, старших и подготовительных групп по различным образовательным областям ФГОС ДО.

Широта педагогического опыта

Интеллектуальные карты можно использовать в любом виде образовательной деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности по познавательному развитию (по ознакомлению с предметным и социальным миром, экологией, речевому развитию, в том числе по обучению грамоте, математическому развитию, изобразительной деятельности, проектной деятельности, работе с родителями и т. д.

Адресность опыта

Материалы, представленные в опыте, могут иметь практическую значимость:

• для педагогов групп общеразвивающей направленности ДОУ (воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования);

• для педагогов групп комбинированной и компенсирующей направленности ДОУ (воспитателей, педагогов-психологов, учителей – логопедов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования);

• для родителей с целью организации совместной познавательной и речевой деятельности с детьми в домашних условиях.

Описание опыта работы

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей.

Моя роль, как педагога, заключается – с одной стороны, обеспечить, а, с другой стороны, показать детям возможность использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Это привело меня к поиску новых интересных технологий.

Одной из таких технологий и является технология интеллектуального картирования, которая стала основой в моей работе с детьми. Я увидела, что благодаря этой технологии, дети имеют возможность выделить главную мысль в выбранной теме.

Я считаю, что технология интеллектуального картирования в моей работе с детьми незаменима, она включает в себя:

- составление плана карты,

- сбор информации об объекте,

- вовлечение детей и родителей в подбор иллюстративного материала. Формы работы по разработке и использованию в образовательном процессе интеллект - карт с детьми разных возрастов могу быть разными. Интеллект – карты можно собирать из разных картинок, выполненных в разных техниках : модели – образы (кодированная информация, картинки, вырезанные из журналов, напечатанных, а можно рисовать, развивая творческие способности детей, можно использовать письменные обозначения (если дети умеют писать печатными буквами). Такие карты являются мобильным вариантом, который можно изменять, добавляя или убирая какие - то части. Такие карты можно составлять в любом месте, привязав к любой теме.

Правила построения интеллектуальной карты.

Интеллектуальная карта - это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, т. е. структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.

Составление интеллектуальной карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты :

• для создания карты используются различные материалы : лист ватмана, картинки, фломастеры, цветные карандаши, маркеры и др.

• лист располагается горизонтально;

• оформление карты начинается с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллектуальной карты, она обводится и для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;

• информация считывается по кругу, начиная с центра карты, продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке;

• каждый ключевой момент обводится своим цветом, в котором размещаются картинки, рисунки, символы;

• от основной мысли проводятся стрелки разного цвета к каждому ключевому моменту;

• в процессе моделирования карты могут добавляться символы и картинки.

За время работы по данной технологии были составлены ряд интеллект – карт.

Темы интеллект – карт

Средняя группа:

«Сад»;

«Огород»;

• Игрушки»;

«Одежда»;

«Обувь»;

«Посуда»;

«Головные уборы»;

«Чистота–залог здоровья»;

«Домашние животные»;

«Домашние птицы».

Старшая группа:

«Осень»;

«Зима»;

«Весна»;

«Лето»;

«Перелетные птицы»;

«Рыбы»;

«Семья»;

«Яблоко» по сказке В. Сутеева.

Подготовительная группа:

«Строение тела человека»;

«Животные жарких стран»;

«Зимние забавы»;

«Праздник елки»;

«Какой бывает транспорт»;

«Продукты питания»;

«Иголки»;

«Маленькие слова»;

«Звуки –гласные и согласные».

Использование технологии интеллектуального картирования в развитии познавательных и речевых способностей дошкольников

Формы работы по использованию интеллектуальных карт и порядок работы с ними с детьми разных возрастных групп отличаются друг от друга. Но перед началом любой образовательной деятельности, в том числе и с использованием интеллект карт проводится предварительная работа. Я использовала следующие формы.

Формы предшествующей работы с детьми:

• занятия-беседы; занятия-путешествия;

• игры;

• наблюдения;

• чтение художественной литературы;

• рассматривание иллюстраций, картин;

• целевые прогулки, экскурсии;

• просмотр презентаций, видеоматериалов;

• экспериментальная деятельность;

• конструирование;

• изобразительная деятельность;

• коллекционирование.

Важно в нашей практической деятельности использовать все новое, особенно малоизвестное, но очень эффективное. При изучении различных методик, я обратила особое внимание на технологию интеллектуального картирования и решила активизировать свою деятельность по применению ее в работе с детьми.

Первое направление:

сбор материала о предмете или объекте;

создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы;

пополнение активного и пассивного словаря;

работа проводится, как индивидуально, так и фронтально;

Второе направление:

закрепление и обобщение материала;

создание обобщенной интеллект - карты;

умение выделить главную мысль,

работа проводится, как индивидуально, так и фронтально;

Третье направление.

Развитие связной речи :

составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте;

выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен;

данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по речевому развитию.

В старшей группе начали создавать интеллект – карты уже совместно с детьми в ходе обсуждения предмета или темы. Такая работа способствовала пополнению активного и пассивного словаря, активизации процесса мышления. На итоговых занятиях по определенной теме также использовали создание интеллект – карт.

В подготовительной группе в интеллект – карте ключевой идеей является тема занятия, картинка которой располагается в центре карты. Но уже основное внимание мы уделяем основному содержанию интеллект – карты, количеству и содержанию основных и второстепенных ветвей карты, обозначенных разным цветом, количество мелких веточек добавляем в зависимости от задач занятия. При работе с интеллект – картами процесс познания строю на модели трех вопросов (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать).

С детьми подготовительной группы интеллект - карты больше использую для обобщения знаний детей по темам комплексно – тематического плана.

Положительное влияние интеллект – карты оказывают на речевое развитие детей.

Интеллект – карты очень помогают при рассматривании сложных тем, например по временам года, транспорт и т. д.

Опыт моей работы показывает, что использование интеллект – карт на занятиях по обучению грамоте также является достаточно эффективным на всех этапах формирования у детей звуковой культуры, словаря, грамматического строя, связной речи. Интеллект – карты помогают структурировать информацию, которую ребенку необходимо усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы с последующим их объединением в единое целое.

В результате работы с детьми по речевому развитию разработала последовательность работы с применением интеллект – карт :

• выделение основных понятий по теме;

• называние картинок, изображенных на карте;

• составление предложений по каждой ветке дерева;

• составление коллективных или индивидуальных рассказов по интеллект – карте.

Работа с родителями

Технологию интеллектуального картирования также применяла в работе с родителями, для составления общей картины детско – родительских взаимоотношений, при проведении родительских собраний, круглых столов, для предоставления наглядного материала с целью организации познавательно-речевой работы с детьми дома.

Ресурсное обеспечение

Для использования в работе с детьми технологии интеллектуального картирования требуется незначительное и простое оборудование.

Финансовое обеспечение

Педагогический опыт экономичен, интеллект - карты изготавливаются своими руками. Со сбором материала для изготовления карт нет никаких проблем.

Вывод

Опыт моей работы с детьми показал, что систематическое использование интеллектуальных карт повышает детскую активность, инициативность, самостоятельность, познавательные, речевые и творческие способности. Дети приобрели навыки по заполнению интеллект – карт, планированию своей деятельности. Наглядность, привлекательность, красочность, запоминаемость делают интеллект – карты современным и эффективным средством образовательной деятельности. В результате применения интеллект – карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Технология интеллектуального картирования позволяет развивать собственное мышление детей и помощью взрослого найти ответы на вопросы, решить проблему и выразить это в речи.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии интеллектуального картирования в развитии познавательных и речевых способностей дошкольников
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 14:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии интеллектуального картирования в развитии познавательных и речевых способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Беляева Людмила Александровна (УИ 2970499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД