Наталья Чернышева
Пение в детском саду
Пение в детском саду
Народные песни, песни на различную детскую тематику воспитывают любовь к Родине,
к семье и т. д.
С помощью песен можно создать у детей положительные эмоции, бодрое настроение, дать им радость, веселье. Пение в детских садах не всегда, однако, оказывает положительное воздействие. Дети зачастую неправильно передают мелодию песни, поют крикливо, напряженно, что вредит их слабым голосовым связкам.
При подборе песен не всегда учитываются вокальные и музыкальные данные детей.
Публикация «Пение в детском саду» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Детский голос в естественном состоянии принадлежит к типу головного регистра.
При неправильной постановке, при форсировании во время пения голос приобретает неприятный, несвойственный ребенку грудной регистр.
Голосовая щель закрывается, и дыхание задерживается, в результате чего наступает застой крови, набухают шейные вены, нарушается питание мозга.
Правильное развитие артикуляционных и мимических мышц тесно связано с общим развитием движений. Недостатки в голосе часто сопровождаются недостатками в походке, движении пальцев. Вот почему правильное развитие и воспитание движений следует рассматривать и как средство, помогающее правильному развитию голоса, и как средство исправления его недостатков. Перед тем как начать работу по пению, необходимо провести учет музыкально – вокальных данных детей, т. е. определить диапазон голоса каждого ребенка, музыкальный слух, память, чувство ритма.
В младшей группе дети первое время совсем не поют, а только слушают. Поэтому педагог знакомится с их музыкально – вокальными данными в течение всего первого полугодия на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.
В средней и старшей группах учет проводится в более сжатые сроки. Обычно на музыкальном занятии проверяют индивидуально 3-4 детей.
Каждый ребенок поет куплет знакомой ему песни или запев, а все дети исполняют припев.
Например: ребенок запевает «Во поле березка», а все дети поют «люли, люли, стояла».
Песня исполняется в той тональности, которая удобна запевале.
Таким образом определяется диапазон его голоса.
Одновременно проверяются слух, память, чувство ритма.
Определение тональности у некоторых детей отнимает больше времени, а так же по причине стеснения детей.
В этом случае учет проводится вне занятий; музыкальный руководитель занимается с двумя – тремя детьми и каждому из них предлагает спеть любимую песенку.
При повторении песни тональность постепенно повышается, а таким образом устанавливаются предельные звуки детского голоса.
Желательно несколько раз в год проверять диапазон у всех детей. Если диапазон различный, то стоит выделить в одну подгруппу детей с нормальным диапазоном, а в другую – временно – с меньшим объемом голоса. Некоторые музыкальные руководители не говорят детям у кого какой голос (высокий, низкий, а лишь размещают их соответствующим образом во время пения, считая, что распределение на низкие и высокие голоса огорчает детей, мешает созданию товарищеских отношений.
Практика показала, что воспитатель должен объяснять ребенку, что ему не удается и почему, вызвать у него интерес к пению, развить уверенность в своих силах и помочь достигнуть нужных результатов. Преодоление препятствий для достижения определенной цели играет большую роль в формировании личности ребенка. При этом дети проявляют чувство товарищества, помогают тем у кому не удается, показывая, как надо правильно спеть. Перевод ребенка из подгруппы с небольшим диапазоном в группу с нормальным диапазоном встречается детьми с радостью.
Все песни должны соответствовать вокальным возможностям и музыкальному развитию детей и быть доступны их пониманию.
Основная забота музыкального руководителя и воспитателя – это охрана детского голоса.
Чтобы сберечь голос ребенка, нужно выбирать песни, доступные данной группе детей, и избегать песен со слишком высоким или слишком низкими звуками, непосильными для дошкольников.
Надо стремиться к тому, чтобы песни, разучиваемые в начале года, начинались со средних звуков, а не с низких, так как пение на низких звуках не способствуют развитию естественного легкого звучания.
Выбирая песни, учитывается короткое дыхание у детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы ребенок успел сделать вдох перед началом следующей фразы, подбирают песни с короткими музыкальными фразами, которые оканчиваются четвертной или половинной нотой, но не восьмой.
По мере развития детских голосов надо постепенно все выше транспонировать песни, которые поют дети, до пределов нормального детского голоса данной группы.
Кроме диапазона, музыкальных фраз следует учитывать построение мелодии: мелодические ходы, ритмический рисунок, окончание музыкальных фраз.
Пунктирный ритм, разные окончания двух одинаковых музыкальных фраз, выпевание нескольких звуков на один слог трудны для детей младшей и средней групп, а в некоторых случаях для детей старших групп.
Огромное значение имеет музыкально – художественный образ песни. Следует обдумать, как исполнять песню, чтобы ее художественный образ был правдивым и ярким, чтобы он дошел до ребенка, увлек его.
Добиться правильной передачи мелодии можно различными приемами.
В младшей группе музыкальный руководитель поет без аккомпанемента,
так лучше усваивается мелодия;
В средних и старших группах можно играть мелодию на фортепиано без сопровождения.
Если в песне есть места, трудные в мелодическом и динамическом отношении (паузы, пунктирный ритм, их можно разучивать отдельно.
Трудные отрезки мелодии иногда дают в виде музыкального эхо: педагог играет 1-2 раза этот отрезок на фортепиано (без аккомпанемента, а дети слушают. Затем они поют эту часть мелодии сначала с помощью фортепиано, а потом самостоятельно.
Разучивая песню, надо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова песни.
В младших группах текст отдельно от песни не разучивается. Музыкальный руководитель и особенно воспитатель своим четким пропеванием слов способствует правильному детскому произношению. В старших группах некоторые тексты песен можно произносить коллективно, шепотом, в ритме песни, так, чтобы все слова звучали ясно, четко, а это способствует выразительности песни.
В заключении можно сказать следующее, школьные учителя отмечают, что дети, пришедшие из детского сада чисто поющие, своим пением ведут за собой класс. Это явление уже не случайное.
(из материалов Николая Афанасьевича Метлова «Дошкольное воспитание, 1949 год»)