Татьяна Никитина
Пение как средство развитие речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пение как средство развития речи
у детей дошкольного возраста
Речь одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышления
и основное средство общения между людьми. Дошкольный возраст это
ответственный этап для становления речевой деятельности, На протяжении
многих лет детей с различными нарушениями речи не убавляется, а растет.
Публикация «Пение как средство развитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В связи с этим я считаю,музыкальные руководители должны иметь практический материал по коррекционной работе над артикуляцией, выразительностью голосом,развитием ритмического чувства
на занятиях по пению с детьми, которые имеют выраженные речевые расстройства, Пение-основное средство музыкального воспитания. Дети поют охотно, с удовольствием, что способствует у них активного восприятия музыки, умение искренне выразить свои чувства, переживания. В процессе
пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувства ритма. Наконец, пение способствует развитию речи у детей.
Поэтому я направляю свою работу в этом разделе более углубленно. Перед тем как начать работу над данной темой, провела учет музыкально-вокальных данных каждого ребенка, т. е. определила диапазон голоса, музыкальный слух, память, чувства ритма, а так же обследовала речь детей. Я поставила задачу с помощью пения повысить уровень речевого развития детей. Детский голос в своем естественном состоянии принадлежит к типу головного регистра. При неправильной постановки голоса он приобретает неприятный несвойственный ребенку грудной регистр. Голосовая щель закрывается, и дыхание задерживается, в результате чего наступает застой крови, набухают шейные вены, нарушается питание мозга. Правильное развитие артикуляционных мимических мышц тесно связано с общим развитием движений. Недостатки в голосе часто сопровождаются недостатками в походке, движении пальцев, недостатками в Речи. Правильная постановка голоса в пении помогает развитию речи у детей.
Главное заинтересовать детей, увлечь музыкой, вызвать стремление быть активным. Ребенок должен приходить на музыкальные занятия с радостью, ждать их, делиться дома своими впечатлениями, играть, изображая то, что на них происходит. Удачно выбранная песня помогает вызвать эстетическое отношение к окружающему, которое выражается чувством радости, удивления, восхищения.
При обучении детей пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стула,в таком положении работает главная дыхательная мышца- диафрагма. При пении стоя, дети держат голову прямо, а руки опущены вдоль туловища. Педагог должен быть эталоном выразительного пения.
Задачи: 1. Выработка правильного звукообразования на основе правильного дыхания. 2. Работа над дыханием. 3. Работа над чистотой интонации, над дикцией, артикуляцией. 4. Выравнивание вокального диапазона ребенка. 5. Выравнивание строя, ансамбля.
Ряд трудностей, которые встречаются при работе над выработкой правильного звукообразования: 1. Напряженное, форсированное звучание происходит из-за зажимов в голосовом аппарате, недоразвитого слуха, дыхания. 2. Зажатая челюсть «белый звук».Напряженное звучание снимаю пением на «р» и подбором лирического напевного репертуара «Осень» Кишко, «Спи мой зайка» Тиличеевой. Освободить зажатую нижнюю челюсть помогают такие песни, в которых есть открытые гласные звуки. Это «Заинька-зайка», «Машенька-Маша», можно сказать говорком : «Птичка мама несет деткам зернышки». Белый звук рекомендуется несколько раз повторить за взрослым. Нисходящая квинта «Звонко, звонко пойте ла, ля,ля.
Громко петь не надо ля,ля,ля.
Очень важно поставить правильное дыхание путем распевания и разучивания песен. Из-за утомляемости детей необходимо менять местоположение – сидя, стоя. Надо детей приучать к фразам : «Не рви фразу, слово ты отстал, отступил. Пойте вместе со мной. Постоянно предлагаю детям припевать фразы, не прерывая дыхания. Для ребят с задержкой речевого развития подбираю песни не только с короткими фразами, но и с несложным словарем. Постепенно у детей увеличивается словарный запас, и поэтому для них усложняется песенный репертуар. Именно в этот период большое внимание уделяю индивидуальной работе. Пение способствует развитию силы голоса, чистоте его звучания, воспитанию плавной речи. При пении у детей исчезает излишнее напряжение дыхательного артикуляционного а
аппарата, скованность голосовых связок.
Основной метод – показ. Учу брать короткий вдох. Предлагаю «понюхать цветок, погудеть как паровоз, гудок» Приучаю детей показывать рукой высоту звука, продолжительность. Такая работа способствует чистоте интонации.
Приемы для развития дикции, т. е. правильного ясного произношения, во многом диктуется литературным текстом, смысл которого должен понимать каждый ребенок. Непонятные или сложные для произношения слова поясняю детям и повторяю несколько раз. Для развития артикуляции и дикции широко использую различные попевки, прибаутки, скороговорки и чистоговорки. Использую игру «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»
В работе над гласными нужно добиваться единого склада губ. Удерживать положения рта до конца пропевания.
Очень полезны игры с пением- хороводы. В них широко используются хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой.