Татьяна Ляпустина
Педсовет «Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, выявление общей эрудиции.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ход педсовета.
Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название “детский сад”? Ф. Фребель.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем обсуждать важную проблему сотрудничества педагогов и родителей, ведь эффективное взаимодействие с семьей – важнейшая часть профессионализма педагогов детского сада.
Не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание всей тяжестью ложатся на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Конечно, папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитания и образования детей. Но и педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Педсовет наш я предлагаю вам провести в форме устного журнала.
Первая страница «Обстановка комфорта»
Психологический тренинг «Поиск сокровищ».
Цель: Создание обстановки эмоционального комфорта.
Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ". Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.
Список "сокровищ": найдите человека
• чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
• с необычным хобби или увлечением;
• кто живет ближе всех к детскому саду;
• который родился дальше всех от этих мест;
• у которого столько же колец на руках, сколько и у Вас
• у кого такой же цвет глаз как у вас
• у кого есть дома домашние животные
• у кого один ребенок
• кто любит кофе
• кто умеет играть на музыкальных инструментах
• у кого есть огород
• у кого больше всех веснушек
• у кого сегодня платье такого же цвета, как и у Вас
• который любит сладкое
• который занимается спортом
• кто любит зеленый цвет
• у кого есть часы на руке
• у кого есть два внука (внучки)
• у кого муж старше (старше жены)
• у кого день рождения в феврале
• кто не любит сладкое
• у кого самый маленький размер обуви
• того, кто любит рыбалку
• того, кто любит что-то коллекционировать
• того, кто любит заниматься рукоделием (шить, вышивать, вязать)
Ведущий: Каждому из вас для того чтобы узнать какую-то особенность необходимо было подойти к друг другу, посмотреть на него, пообщаться с ним. Таким образом, чем больше мы общаемся друг с другом, тем больше мы узнаем друг о друге. А иногда общение нам облегчает жизнь, разрешает различные жизненные ситуации.
«Мы открываем что-то новое для себя только тогда, когда готовы к восприятию, общению. Пока не наступит нужный момент, мы не замечаем даже тех вещей, которые большинству кажутся очевидными».
Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из нас был готов к восприятию, хотел видеть и слышать своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого нужен ряд специфических условий: (слайд)
• взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• учет индивидуальности каждой семьи: возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;
• использование разнообразных форм работы с родителями;
• одновременное влияние на родителей и детей,
• систематичность и последовательность в работе с родителями, - соблюдение педагогического такта.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:
1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя собеседника. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
(слайд) Вторая страница «Проблемное поле».
Ведущий: Проблемы во взаимоотношениях педагогов и родителей существуют от недостаточного общения педагога с родителями по поводу развития ребенка. Интересующиеся родители сами могут увидеть тенденцию развития ребенка, а родители, мало интересующиеся жизнью своего ребенка по ряду причин (нехватка времени, постоянная занятость на работе, социального плана проблемы и т. д.) не получают достаточной информации по существующим проблемам или достижениям. Это может также происходить из-за недостаточной компетентности педагога в каком-то вопросе, недостаточных профессионально-коммуникативных умений общения с детьми и родителями.
(слайд) Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи.
Как проявляются проблемы?
• Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
• Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
• Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.
(слайд) Упражнение «Какие бывают родители».
Педагогам предлагается условная классификация родителей по их отношению к детскому саду и воспитателям:
1. родители, у которых нет проблем, но которые создают их другим»;
2. родители, которые думают, что у них нет проблем;
3. родители, которые осознают, что у них есть проблемы, но затрудняются их сформулировать;
4. родители, которые осознают проблему, но не видят путей ее решения;
5. родители, которые осознают проблему и видят пути ее решения.
Задание: проранжируйте пожалуйста от часто встречаемых родителей до наименее.
Ведущий: Давайте вспомним, что чаще всего критикуют педагоги в родителях.
(слайд) Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …
• низкий культурный уровень (общий и педагогический);
• насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
• доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
• отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
• перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
• пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;
и др.
Ведущий: Очень часто воспитатели сетуют на то, что все больше родителей стало безразличных к своим детям, к их проблемам, если таковые есть. Давайте попробуем понять мотивы родителей, их жизненную ситуацию.
Ведущий: Очень часто неудовлетворенность родителей работой детского сада, воспитателей групп возникают по причине того, что не оправдываются ожидания родителей.
(слайд) Что ожидают родители от работы детского сада
Ведущий: Очень часто неудовлетворенность родителей работой детского сада, воспитателей групп возникают по причине того, что не оправдываются ожидания родителей.
Педагогу нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе. Вывод: Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой следует переосмыслить роль педагога.
(слайд) Рекомендации воспитателям по общению с родителями:
• принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
• нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
• реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
• на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
• попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
(слайд) Роль педагога вчера:
1. Информирует родителей о развитии их ребенка.
2. Оценивает ребенка.
3. Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.
4. Задает родителям домашние задания.
5. Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.
6. Учит родителя, как развивать ребенка.
7. Считает, что все знает сам о детях и родителях (уверен в своей компетентности).
Роль педагога – сотрудника, партнера: сегодня
1. Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2. Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3. Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4. Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5. Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6. Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
7. Высшая цель и содержание работы – ребенок. Коллаж «Современный родитель-современный педагог».
(слайд) Страница 3. «Информационная»
Смотрим фильм «Семейное воспитание»
Семейное воспитание что это…. (воспитатель Казанцева И. Н.)
Страница 4. «Мастерство»
Презентация «Традиции и обычаи в семьях наших воспитанников» - педагоги представляют семьи своих детей.
(слайд) Страница 5. «Рекламное агентство»
Ведущий: Чтобы воспитателю выстроить продуктивное общение с родителями необходимо обладать коммуникативными умениями. Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих.
Задание педагогам «Прорекламировать свою группу и себя» - проводит психолог:
Для проведения этого задания нам потребуются эксперты: музыкальные руководители - эксперты по дизайну, логопеды – эксперты по рекламе, оценивающие актерское мастерство и речь педагогов, заведующий – ведущий эксперт по рекламе, оценивает общее впечатление.
Представьте, что Вам предстоит самому набрать детей в группу. В детском саду всего 11 групп детей одного возраста и Вам необходимо сделать рекламу группы, себя (не только профессиональные качества, но и свои личностные) таким образом, чтобы родители захотели отдать ребенка именно в вашу группу. Используем визитки групп, которые вы сделали.
После проведения рекламы слово дается экспертам, которые выбирают наиболее «продажный» товар», т. е. группу, в которую, по их мнению, родители в большей степени захотят отдать своего ребенка.
Педагоги в роли родителей оценивают друг друга.
Страница 6. «Игровая страница»
«Ринг эрудитов». Проводит старший воспитатель. (приложение 2 форма ринга для выдачи воспитателям).
Педагоги делятся на 2 команды, каждой команде предлагается ответить на вопросы. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.
1. Ведущий: Изменившаяся современная семья заставляет искать новые эффективные формы взаимодействия. Многие педагоги нашего детского сада применяют в работе нетрадиционные формы работы с родителями. И сейчас предлагаю назвать нетрадиционные формы работы с родителями и традиционные
Традиционные формы работы Родительские собрания; Беседы; Консультации; Анкетирование; Практикумы; Семинары; Наглядная информация; Выставки; Конкурсы.
Нетрадиционные формы Круглый стол; Вечер вопросов и ответов по теме; Семейный театр; Родительская почта; Семейная гостиная; Семейный клуб; Телефон доверия; Семейная библиотека; Походы; Видеоролики; Рекламная информация; Газета, журнал; Презентации.
2. Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «. дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания).
3. Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).
4. …. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)
5. … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью. (Семья)
6. Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”. (Закон РФ об образовании)
7. Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…. – воспитание детей в условиях семьи; – более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка; – управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов; – средство семейного образования; – форма общеобразовательной подготовки родителей.
8. Назовите метод, не относящийся к методам изучения семейной истории: – наблюдение; – беседа; – анкетирование; – интервью с родителями; – лабораторный эксперимент.
Итог педсовета.
Притча "Пророк и длинные ложки" (восточная притча)
Решение педсовета:
1. Применять в работе с родителями предложенные эффективные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. В связи с этим в годовые планы с родителями внести нетрадиционные формы: мастер-классы, круглые столы, консультации-практикумы, совместные досуги, совместные проекты, фотовыставки, семейные стенгазеты и т. д.
2. Обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.
3. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой возрастной группы.