Татьяна Ляпустина
Педсовет «Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, выявление общей эрудиции.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход педсовета.
Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название “детский сад”? Ф. Фребель.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем обсуждать важную проблему сотрудничества педагогов и родителей, ведь эффективное взаимодействие с семьей – важнейшая часть профессионализма педагогов детского сада.
Не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание всей тяжестью ложатся на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Конечно, папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитания и образования детей. Но и педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Педсовет наш я предлагаю вам провести в форме устного журнала.
Первая страница «Обстановка комфорта»
Психологический тренинг «Поиск сокровищ».
Цель: Создание обстановки эмоционального комфорта.
Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ". Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.
Список "сокровищ" : найдите человека
• чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
• с необычным хобби или увлечением;
• кто живет ближе всех к детскому саду;
• который родился дальше всех от этих мест;
• у которого столько же колец на руках, сколько и у Вас
• у кого такой же цвет глаз как у вас
• у кого есть дома домашние животные
• у кого один ребенок
• кто любит кофе
• кто умеет играть на музыкальных инструментах
• у кого есть огород
• у кого больше всех веснушек
• у кого сегодня платье такого же цвета, как и у Вас
• который любит сладкое
• который занимается спортом
• кто любит зеленый цвет
• у кого есть часы на руке
• у кого есть два внука (внучки)
• у кого муж старше (старше жены)
• у кого день рождения в феврале
• кто не любит сладкое
• у кого самый маленький размер обуви
• того, кто любит рыбалку
• того, кто любит что-то коллекционировать
• того, кто любит заниматься рукоделием (шить, вышивать, вязать)
Ведущий: Каждому из вас для того чтобы узнать какую-то особенность необходимо было подойти к друг другу, посмотреть на него, пообщаться с ним. Таким образом, чем больше мы общаемся друг с другом, тем больше мы узнаем друг о друге. А иногда общение нам облегчает жизнь, разрешает различные жизненные ситуации.
«Мы открываем что-то новое для себя только тогда, когда готовы к восприятию, общению. Пока не наступит нужный момент, мы не замечаем даже тех вещей, которые большинству кажутся очевидными».
Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из нас был готов к восприятию, хотел видеть и слышать своих коллег, а соответственно узнавал что-то для себя новое, а может даже и полезное.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого нужен ряд специфических условий: (слайд)
• взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• учет индивидуальности каждой семьи : возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня;
• использование разнообразных форм работы с родителями;
• одновременное влияние на родителей и детей,
• систематичность и последовательность в работе с родителями, - соблюдение педагогического такта.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:
1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя собеседника. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
(слайд) Вторая страница «Проблемное поле».
Ведущий: Проблемы во взаимоотношениях педагогов и родителей существуют от недостаточного общения педагога с родителями по поводу развития ребенка. Интересующиеся родители сами могут увидеть тенденцию развития ребенка, а родители, мало интересующиеся жизнью своего ребенка по ряду причин (нехватка времени, постоянная занятость на работе, социального плана проблемы и т. д.) не получают достаточной информации по существующим проблемам или достижениям. Это может также происходить из-за недостаточной компетентности педагога в каком-то вопросе, недостаточных профессионально-коммуникативных умений общения с детьми и родителями.
(слайд) Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи.
Как проявляются проблемы?
• Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
• Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
• Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.
(слайд) Упражнение «Какие бывают родители».
Педагогам предлагается условная классификация родителей по их отношению к детскому саду и воспитателям :
1. родители, у которых нет проблем, но которые создают их другим»;
2. родители, которые думают, что у них нет проблем;
3. родители, которые осознают, что у них есть проблемы, но затрудняются их сформулировать;
4. родители, которые осознают проблему, но не видят путей ее решения;
5. родители, которые осознают проблему и видят пути ее решения.
Задание: проранжируйте пожалуйста от часто встречаемых родителей до наименее.
Ведущий: Давайте вспомним, что чаще всего критикуют педагоги в родителях.
(слайд) Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …
• низкий культурный уровень (общий и педагогический);
• насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
• доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
• отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
• перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
• пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;
и др.
Ведущий: Очень часто воспитатели сетуют на то, что все больше родителей стало безразличных к своим детям, к их проблемам, если таковые есть. Давайте попробуем понять мотивы родителей, их жизненную ситуацию.
Ведущий: Очень часто неудовлетворенность родителей работой детского сада, воспитателей групп возникают по причине того, что не оправдываются ожидания родителей.
(слайд) Что ожидают родители от работы детского сада
Ведущий: Очень часто неудовлетворенность родителей работой детского сада, воспитателей групп возникают по причине того, что не оправдываются ожидания родителей.
Педагогу нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе. Вывод: Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой следует переосмыслить роль педагога.
(слайд) Рекомендации воспитателям по общению с родителями:
• принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
• нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
• реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
• на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
• попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
(слайд) Роль педагога вчера:
1. Информирует родителей о развитии их ребенка.
2. Оценивает ребенка.
3. Указывает, как нужно поступать в том или ином случае.
4. Задает родителям домашние задания.
5. Работает для удовлетворения потребностей ДОУ, программы.
6. Учит родителя, как развивать ребенка.
7. Считает, что все знает сам о детях и родителях (уверен в своей компетентности).
Роль педагога – сотрудника, партнера : сегодня
1. Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2. Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3. Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4. Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5. Помогает родителям создать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6. Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
7. Высшая цель и содержание работы – ребенок. Коллаж «Современный родитель-современный педагог».
(слайд) Страница 3. «Информационная»
Смотрим фильм «Семейное воспитание»
Семейное воспитание что это…. (воспитатель Казанцева И. Н.)
Страница 4. «Мастерство»
Презентация «Традиции и обычаи в семьях наших воспитанников» - педагоги представляют семьи своих детей.
(слайд) Страница 5. «Рекламное агентство»
Ведущий: Чтобы воспитателю выстроить продуктивное общение с родителями необходимо обладать коммуникативными умениями. Самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих.
Задание педагогам «Прорекламировать свою группу и себя» - проводит психолог:
Для проведения этого задания нам потребуются эксперты: музыкальные руководители - эксперты по дизайну, логопеды – эксперты по рекламе, оценивающие актерское мастерство и речь педагогов, заведующий – ведущий эксперт по рекламе, оценивает общее впечатление.
Представьте, что Вам предстоит самому набрать детей в группу. В детском саду всего 11 групп детей одного возраста и Вам необходимо сделать рекламу группы, себя (не только профессиональные качества, но и свои личностные) таким образом, чтобы родители захотели отдать ребенка именно в вашу группу. Используем визитки групп, которые вы сделали.
После проведения рекламы слово дается экспертам, которые выбирают наиболее «продажный» товар», т. е. группу, в которую, по их мнению, родители в большей степени захотят отдать своего ребенка.
Педагоги в роли родителей оценивают друг друга.
Страница 6. «Игровая страница»
«Ринг эрудитов». Проводит старший воспитатель. (приложение 2 форма ринга для выдачи воспитателям).
Педагоги делятся на 2 команды, каждой команде предлагается ответить на вопросы. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.
1. Ведущий: Изменившаяся современная семья заставляет искать новые эффективные формы взаимодействия. Многие педагоги нашего детского сада применяют в работе нетрадиционные формы работы с родителями. И сейчас предлагаю назвать нетрадиционные формы работы с родителями и традиционные
Традиционные формы работы Родительские собрания; Беседы; Консультации; Анкетирование; Практикумы; Семинары; Наглядная информация; Выставки; Конкурсы.
Нетрадиционные формы Круглый стол; Вечер вопросов и ответов по теме; Семейный театр; Родительская почта; Семейная гостиная; Семейный клуб; Телефон доверия; Семейная библиотека; Походы; Видеоролики; Рекламная информация; Газета, журнал; Презентации.
2. Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «. дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания).
3. Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).
4. …. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)
5. … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью. (Семья)
6. Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”. (Закон РФ об образовании)
7. Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…. – воспитание детей в условиях семьи; – более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка; – управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов; – средство семейного образования; – форма общеобразовательной подготовки родителей.
8. Назовите метод, не относящийся к методам изучения семейной истории: – наблюдение; – беседа; – анкетирование; – интервью с родителями; – лабораторный эксперимент.
Итог педсовета.
Притча "Пророк и длинные ложки" (восточная притча)
Решение педсовета :
1. Применять в работе с родителями предложенные эффективные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. В связи с этим в годовые планы с родителями внести нетрадиционные формы : мастер-классы, круглые столы, консультации-практикумы, совместные досуги, совместные проекты, фотовыставки, семейные стенгазеты и т. д.
2. Обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.
3. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой возрастной группы.