Анастасия Борисовна
Педсовет «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Старший воспитатель: Анастасия Борисовна Малинина ГДОУ детский сад № 102 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Публикация «Педсовет „Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н. К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
60% родителей пользуются своей интуицией
46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
40% берут информацию у воспитателей.
Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц, советы других родителей, друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
86% максимально полную информацию от ребёнка
48% советы по общению с ребёнком
22% советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.
Далее попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
31% - ребёнок плохо ест
20% - не слушается родителей
13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
17% не придают особого значения этим трудностям
13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Вот плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов. Повышение правовой культуры родителей
- Декларация прав ребёнка (1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей
- Семейный кодекс РФ
- Закон «Об образовании»
- Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
Повышение педагогической культуры родителей. Осуществляется по следующим направлениям. Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах). Знакомство с современными системами семейного воспитания.
Пропаганда здорового образа жизни. Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям
II. "Деловая игра"
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.
Ход игры.
1 часть. Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
Перечислите формы работы с родителями.
Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
В его присутствии
Без него
В присутствии всех членов семьи
2 часть.
Если обратимся к педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т. е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).
Поэтому работу с родителями разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Повышение педагогической грамотности родителей:.
Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация.
Включение родителей в деятельность ДОУ:
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью Д0У. Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия.
3 часть. Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
Решение педсовета:
- С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
- Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2011-2012 уч. год
- Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
- Оформить паспорт семьи.
- Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей