Галина Клевцова
Педсовет по теме «Социализация личности ребенка на этапе дошкольного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетенции в области организации эффективного взаимодействия между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшей успешной социализации воспитанников.
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Педсовет по теме „Социализация личности ребенка на этапе дошкольного детства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Повестка:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета;
2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля: «Создание условий развития ребенка в ДОУ для его позитивной социализации в обществе» (ответственный: старший воспитатель, Клевцова Г. И.);
3. «Социализация современного дошкольника в образовательной организации. Важность игры в социализации дошкольников» (ответственный: воспитатель, Дьячкова А. И.);
4. «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» (ответственный: воспитатель, Харина С. А.)
5. «Эффективные формы взаимодействия с родителями как средство успешной социализации дошкольников» (ответственный: воспитатель, Тройнина Е. А.)
6. Обмен педагогическим опытом в области организации работы по введению дошкольников в тему «Мир профессий». Показ мультимедийных презентаций «Дорога в мир профессий» (ответственные: воспитатели всех возрастных групп);
7. Обсуждение и принятие решений педсовета (ответственный: старший воспитатель, Клевцова Г. И.)
Разминка для участников
Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю…» (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)»
Задание: поставьте цель к данной игре, назовите возможные варианты данной игры с детьми.
1. Вступительное слово (старший воспитатель)
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Создание условий развития ребенка в ДОУ для его позитивной социализации в обществе»
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основы личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Проблема социально-личностного развития находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.
Так статьи 12 и 13 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к содержанию образования, программам и их реализации, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
2. Кроссворд «Определение приоритетных направлений социально-коммуникативного развития дошкольника»
О П Р Л Д Ж П А Т Р И О Т И З М В А П Р
Е Ю С Ю Ь Т И М С Ч Ч Я П Е Н Р Л Д Ж Ц
П О О Ь Б У К Е Ц Й У Е Н Г Ш Щ З Х С Ь
Э Ж Ц Л О Р П А В Ы Ф Ф Й Ц У К К Е А Ш
Ь Б И Ю К О М М У Н И К А Ц И Я Ю Ь М О
Ф Ы А В А П Р О Л Д Ж Э Ж Ъ Х З Щ Г О Н
Й Ц Л У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Ф Ы Б В А С П
Э Л И Я Ч С М И Т Ь Б Ю Й Ц У Е К Е Т Н
П Р З О Л Д Ж Э Я Ч С М И Т Ь З Р О О Л
З Щ А Г Н Е К У Ц Й Ф Ы В А П О Р О Я Я
Я Ч Ц С М И Т Ь Б Ю Ф Ы Й Ц У П У К Т Е
У К И Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Ж Х Э Ю А З О Е Я
Ц В Я А И Т Ь О Р Н Е К А Ш О С Л Й Л Ю
Б П Р К У Ц В А П И Т М Д А С Н Ы Ц Ь И
Т Р У Д О Л Ю Б И Е Б Р О О Л О Т Р Н Ц
Н Р Т О Г Е К У Ц Ы Ф С М И Е С З Я О Ч
К У В А П Ц Й Ы А Е Н Р М Ч Я Т Б Х С З
И Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь Ь Е Б Т А
М А К Е Н Ы В А П Р О Л Д Ж Э Ь Т П Ь Ц
Ч Я Ы Ц У В С М А К Е П И Т Р Н Г О Ь Б
3. Выступление педагога Дьячковой А. И. «Социализация современного дошкольника в образовательной организации. Важность игры в социализации дошкольников»
4. Старший воспитатель. Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: (Педагоги перечисляют)
• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Поисковая Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально личностного развития дошкольников. Но мы знаем, что ведущим видом деятельности для дошкольников является – ИГРА.
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
5. Выступление педагога Хариной С. А. «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
6. Выступление педагога Тройниной Е. А. «Эффективные формы взаимодействия с родителями как средство успешной социализации дошкольников»
Решение педагогических ситуаций:
I. Сеня (4 года 6 мес, отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:
– Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!
– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.
– Нет, – вяло ответил малыш.
– Устал?
– Нет.
– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.
– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.
– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.
– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и попотеть требуется.
– Чего ты к нему привязался! Не видишь, – не хочет, – рассердилась мама.
– Мало ли что не хочет. Надо!
– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.
– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.
Проанализируйте суждения папы и мамы. Как надо поступить родителям в данной ситуации?
II. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.
Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
– Разве так можно, мама будет ругать.
– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.
Дайте психологическое обоснование поведению Вани.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
III. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится.
Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради, заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”
Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?
Какие ошибки часто допускают взрослые?
IV. Две мамы вели разговор по поводу использования детьми компьютера. Первая с гордостью говорила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая ответила: «Ну и зря! Будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»
Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от общения с компьютером.
6. Обмен педагогическим опытом в области организации работы по введению дошкольников в тему «Мир профессий». Показ мультимедийных презентаций «Дорога в мир профессий»
7. Обсуждение и принятие решений педсовета.
В завершении задание на знание ФГОС (письменно)
1. Написать названия всех образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»)
2. На основе чего разрабатывается Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования? (На основе федерального государственного образовательного стандарта.)
3. К какой образовательной области относятся данные задачи?
- Развитие игровой деятельности детей. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Сенсорное развитие («Познавательное развитие»)
- Воспитание культурно-гигиенических навыков. («Физическое развитие»)
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. («Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».)