светлана новоженина
Педсовет «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько это изначально продумано, спланировано и организовано, зависит, будет ли оно способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Публикация «Педсовет „Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т. к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.
Самостоятельность — способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи, закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности : игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.
Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении с взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны, выбирать способы действия в её условиях.
В нашем ДОУ осуществляется поощрение самоконтроля дошкольников, внимание детей направлено к своему внешнему виду, стремлению быть аккуратными. В ДОУ, созданы все условия для развития самостоятельности. Во время проведения режимных моментов, мы стремимся вызывать у ребенка только положительные эмоции: например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, с приятным запахом; старательнее будет вытирать руки, если ему дать красивое полотенце; во время умывания читаем потешки о воде («ах вода, вода, вода», «водичка-водичка», «кран откройся» и т. д., показываем сказочному персонажу или кукле как надо правильно мыть руки. Дети с удовольствие слушают сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая». Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать ложку и т. д.). Сначала мы наглядно показываем детям способы их выполнения. Дети наблюдают за показом этих действий сначала в замедленном темпе. Если у ребенка не получается сразу следовать образцу, показываем, как сделать лучше, пытаемся объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку).
Все обучающие действия очень важно сопровождать вопросами, направляющими внимание ребенка на их необходимость и способ выполнения: почему пуговки нужно застегивать, а шнурки завязывать и т. д. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой («Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет») мы закрепляем знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Также мы используем специальные дидактические упражнения с пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» «Что сначала, что потом?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания); упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами).
Развивая самостоятельность, мы стараемся как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опираемся на поощрения и похвалу. Психологи, отмечают, что чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости, поэтому по отношению к детям чаще применяем положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Если малыш говорит: «Я сам» — и пытается снять развязанные ботинки, надо подбадривать ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Наши оценки важны для ребенка, именно поэтому воспитатель должен быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, добиваться результата.
В своей работе мы ежедневно проводим беседы — например «Осенняя и зимняя одежда». Обговариваем сходство и различие. Загадываем загадки про одежду, учим обобщать одним словом предметы одежды.
- Беседа «Все мы дружим с чистотой», о необходимости убирать мусор, образующийся в процессе игры и из деятельности. Объяснить значение пословицы «Мусор — это то, что лежит не на своем месте. Развивать трудовые навыки детей позитивное отношение к ним. Прививаем любовь к труду и стремление помогать воспитателю убирать игрушки после игр.
Беседа «Праздничная одежда». Расспросить детей, чем праздничная одежда отличается от повседневной. Закрепить представление о понятии «Одежда». Вызвать желание бережно относиться к одежде, быть красивым и опрятным. Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
В заключении хочется отметить, что режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности. Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.