Княжевская Татьяна
Педсовет «Искусство общения не только вербально»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать культуру речи педагогов через умение грамотного использования в профессиональной деятельности как вербальных, так и невербальных средств общения.
Ход педсовета:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Представьте себе, что перед вами стеклянная стена. Мы видим, что там, что-то происходит. Давайте внимательно понаблюдаем за своими коллегами.
Упражнение "Стекло".
(два воспитателя ведут между собой диалог, используя только невербальные средства общения).
- Здравствуйте, как поживаете?
- Спасибо, не очень хорошо.
- Что так?
- Много неприятностей.
- Что случилось?
Темочки:
- Дерево Верба, веточки вербы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Поссорилась с мамой. кошка заболела. деньги потеряла. ?
- Нужна помощь?
- Спасибо, я как-нибудь сама.
- Успеха!
- Ты очень добра, спасибо.
Ведущий: - Коллеги, насколько было сложно или легко понять, о чем говорилось в беседе? Вы догадались, о чем шел разговор?
Мы с вами пользуемся невербальным общением практически постоянно. Важно помнить, что наш собеседник, будь то родитель, коллега или ребенок также пользуется невербальным общением, которое намного правдивее, чем наше вербальное общение. Мы можем видеть улыбку, а на самом деле, человек нам не рад, партнер может сказать, что готов с нами сотрудничать, а руки и ноги его скрещены, что говорит об обратном. Поэтому невербальное общение используется как дополнение к вербальному. И пользоваться им нужно умело и осторожно. Еще выразительней наше общение делает такой сложный комплекс элементов как ПРОСОДИКА, включающий мелодику, ритм, паузу, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение.
Сегодня наш педсовет называется "Искусство общения не только вербально. " И говорить мы будем о компонентах выразительности речи и невербальных средствах общения.
- Сейчас мы с вами совершим путешествие по звездным мирам. Но прежде, чем осуществить полет на космическом корабле, давайте представим наши экипажи (команды).
Представление команд (название, девиз, эмблема)
- Наши экипажи уже сгруппированы. Но, чтобы они стали более сплоченными, дружными и успешно выполнили все задания пройдем тест на психологическую совместимость как космонавты перед длительным полетом.
Сначала мы попробуем пообщаться друг с другом при помощи мимики и жестов.
Жесты и мимика - все это играет важную роль в жизни людей. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.
Мимика - это выражение лица, при котором человек выдает свои внутренние ощущения, переживания, чувства, настроение, эмоции и другие душевные качества.
Жесты - это телодвижения, чаще всего руками, сопровождающие или заменяющие слова человека их совершающего.
Упражнение "Актеры" (выполняется воспитателями из каждой команды при помощи мимики и жестов).
- Молодцы! Все экипажи отлично справились с заданием.
Очень важно правильно и вовремя распознать эмоциональное состояние друг друга. В следующем испытании мы попробуем это сделать.
Игра "Что случилось?"
- А теперь, когда экипажи укомплектованы, мы отправляемся в галактику "Выразительность" к системе "Выразительность речи". Путешествуя по ее планетам, мы будем собирать компоненты выразительности речи.
- Итак, экипажи к путешествию готовы? Наш полет будет проходить на высоте 40 тысяч километров, скорость космического корабля равна скорости света, время полета - около полутора часов. Мы с вами отправляемся в путешествие.
Звучит космическая музыка.
Ведущий произносит слова: - Величественна картина звездного неба. Оно во все времена занимало воображение людей. Звездное небо - это необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими мирами, галактиками. Галактики - как города, населенные людьми. Люди - это звезды. Как звезды группируются по своим звездным характеристикам, так и люди группируются по интересам.
Мы приземляемся на планету "Логическое ударение".
Вы знаете, что в каждом слове "живет" ударение, которое делает один из слогов ударным. Оно может кардинально поменять значение слова. Свое ударение есть и в предложении, оно падает на слово, которое несет главный смысл в предложении, слово, которое говорящий считает наиболее важным. Станиславский писал: "Ударение - это указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или тексте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. "
Игра "Смысл высказывания"
- Молодцы, вы справились с заданием и добыли один из компонентов выразительности речи - логическое ударение. Отправляемся дальше в путь.
Звучит космическая музыка. Планета "Интонация и тембр".
Интонация голоса - самое главное, на что следует обратить внимание. Если общаться с собеседником безэмоционально и ровно - это быстро надоедает. С роботом разговаривать не хочет никто.
Бернард Шоу: "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать "ДА" и 500 способов сказать "НЕТ". В то время, как написать эти слова можно только по разу".
Тембр - это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. По тембру голоса мы можем узнать человека даже не видя его. Тембр голоса может рассказать о многом, от возраста человека до его пристрастий. Если изучить "язык тембров", то можно понять о человеке даже то, что он сам хочет скрыть. Порой, долго не видя человека, мы можем не узнать его, но стоит ему заговорить, мы тут же его вспомним.
Игра "Произнеси пословицу, подражая голосу и интонации"
- На этой планете мы раздобыли целых два компонента: интонация и тембр.
Продолжаем наше путешествие.
Звучит космическая музыка. Планета "Пауза".
Пауза - это временная остановка, перерыв в речи. Наша речь не сплошной поток и значение Паузы в речи огромно! Пауза взвалила на себя огромную работу по придаче смысла - классический пример "Казнить нельзя - помиловать".
Игра "Учимся делать паузы".
Музыкально-ритмическая пауза с командами "Самолет".
Звучит космическая музыка. Планета "Темп".
Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И, наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение.
Речь протекает во времени с разной скоростью. В практике выделяют 3 основных темпа: медленный, нормальный, быстрый. Резкие отклонения темпа от средних величин - как ускорение, так и замедление - мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Игра "Тренируем темп речи".
Звучит музыка о космосе. Планета "Ритм".
Темп находится в тесной взаимосвязи с ритмом. Ритм - это размеренное повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени, например, тиканье и бой часов. В речи ритм может проявляться в размеренном чередовании ударных и безударных слогов в строке, в повторении одинаково построенных частей предложений, в повторении звуков.
Игра "Тренируем чувство ритма".
Звучит космическая музыка. Планета "Мелодика голоса".
Говорят, что красота- это страшная сила. Красота голоса - сила не меньшая. Но, чтобы сделать свой голос красивым нужно хорошо постараться. Для того, чтобы ваш голос звучал, недостаточно чтобы он был громким или звонким. Недостаточно для впечатляющего голоса уметь менять амплитуду речи. Нужно нечто большее. Это нечто большее и есть ваш окрас голоса, ваша мелодика речи.
Что интересно, для каждого случая общения можно создать свой окрас голоса. Вот, например, чтобы скомандовать, заставить человека что-либо сделать голос должен быть громким, резким и четким. Чтобы влюбить в себя, желательно, чтобы он был совершенно противоположным, а именно мягким, нежным, с придыхательным оттенком. И если вы спросите:"А может ли человек обладать сразу несколькими навыками: уметь командовать, внушать доверие, влюблять и управлять?", я отвечу вам "Да!"
Умение владеть голосом помогает человеку выразить свои мысли более точно. Вспомните голос каждого из персонажей сказки "Три медведя".
Игра "Тренируем навыки голосоведения".
- Нам пора возвращаться на Землю. Мы с вами собрали все компоненты системы "Выразительности речи":
- ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
-ИНТОНАЦИЯ
- ПАУЗА
- ТЕМБР ГОЛОСА
- ТЕМП
- РИТМ
- МЕЛОДИКА ГОЛОСА
- А теперь, давайте попробуем применить все полученные знания и навыки одновременно. Для этого каждая команда продемонстрирует свое домашнее задание.
(Команды инсценируют сказку "Колобок" в разных жанрах).
ИТОГ: Любые объекты при взаимодействии друг с другом оставляют след. Представьте камень брошенный на землю, след остается и на земле и на камне. Поставим ручку на лист бумаги. След останется и на листе, а в ручке останется меньше чернил. Также и люди, взаимодействуя друг с другом, оставляют частичку себя в другом.
Общение - это тоже взаимодействие. Хорошо, когда это общение оставляет положительный след.