Светлана Пятыгина
Долгосрочный проект в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект в средней группе МБДОУ №119 «Моя семья»
Средняя группа «Буратино»
Друг друга храните во все времена.
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии!
Проект приурочен к празднованию Всероссийского дня Семьи, Любви и Верности.
Паспорт проекта
Публикация «Долгосрочный проект в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : воспитатели, учитель-логопед, воспитанники – дети с ОВЗ-средней группы, родители воспитанников.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: 15 сентября 2022г. – 8 июля 2023г.
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Семья и дошкольное учреждение - два общественных важных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих близких родственниках, не говоря уже о семейных традициях и обычаях.
Хотелось, конечно же исправить эту ситуацию, тем самым чтобы изменить такое положение и появилось идея создать этот проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье, дому и традициям. Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
Технологическая карта педагогического проекта
Для развития познавательно-творческих способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций. В ходе проведенных бесед с детьми, мы выяснили, что объё м знаний по данной теме ограничен: дети недостаточно знают о своей семье, как зовут их бабушек и дедушек, а некоторые не знают имен своих родителей. Работа проекта началась с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают своих родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Возникли сложности в вопросах о том, «что вы делаете в выходные дни с папой, мамой, во что играете?». Результат опроса помог определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Цель проекта : создать единое пространство воспитания и развития детей в семье и ДОУ.
Задачи проекта для дошкольников :
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении;
Продолжать знакомить детей с профессиями;
Обогащать отношения детей и родителей совместным опытом творческой и досуговой деятельности;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Задачи проекта для родителей :
Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста;
Активное включение родителей в образовательный и творческий процесс.
Задачи проекта для педагогов :
обогатить предметно — развивающую среду в группе;
накопить педагогический опыт.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационное: методическая литература; интернет-ресурсы; художественная литература; предметно-развивающая среда группы, ДОУ; сюжетные картинки.
Материально-техническое: ноутбук, принтер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат. Использование аудио и видео записи, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, материалы для продуктивной деятельности.
Кадровое: взаимосвязь / консультация с учителем-логопедом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культур ДОУ.
Способы реализации проекта : Разработка и проведение с детьми, родителями цикла занятий, мероприятий.
Критерии реализации проекта : Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности.
Предполагаемые риски: Плохая посещаемость в связи с заболеванием детей, простудными заболеваниями; Низкая родительская активность.
Предполагаемый результат
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек;
профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
прошлое своей семьи;
значение своего имени;
смогут полностью назвать свое имя и отчество;
смогут составить рассказ о членах своей семьи;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);
приобретут представления о семейных традициях;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
у них будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
знать свою родословную;
научатся организовывать семейные праздники.
Педагоги:
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнят словарный запас детей;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству, создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи.
Этапы реализации
1этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2этап-формирующий (октябрь - май).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Перспективное планирование смотри в Приложении № 1.
3этап - Заключительный (июнь).
Цель: презентация продуктов проекта; обработка результатов по реализации проекта; фотоотчёт о проделанной работе.
Итоговый продукт
Создание альбома «Моя семья»;
Праздничная программа в группе, посвящённая мамам ко
дню Матери; папам ко дню 23 февраля;
Выставки: Портретов «Моя мама», «Мой папа»;
Сюжетно - ролевые игры: «День рождение куклы Маши»;
инсценировка сказки мамами «Котёнок потерялся»;
Сюрприз- утреннее поздравление с 8 марта;
Заключение.
В начале проекта, были поставлены задачи, которые считаем были выполнены нами, этому свидетельствует педагогическая диагностика. У детей расширилось представление о членах семьи, стали называть кем работают их родители. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения, тем самым научились организовывать сюжетно-ролевые игры основываясь на имеющихся знаниях о семье. В совместной работе дети стали активно и дружно работать, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Данная работа поспособствовала тому, что бы в старшей группе был установлен тесный контакт с семьей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, с опорой на ее традицию; дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностях; продолжить развивать познавательные способности у детей, активно включая их в творческо-поисковую деятельность.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» - Москва, 2013;
2. Бондаренко. А. К. «Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада» - М: Просвещение, 1991;
3. Гризик Т. И. «Познаю мир» - М: Просвещение, 2007;
4. Деркунская В. А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - М: Педагогическое сообщество России, 2005;
5. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность» -М:Мозайка-синтез,2008;
6. Евдокиева Е. С., Н. В. Додокина,Е. Н. Кудрявцева. «Детский сад и семья» -М: Мозайка-синтез,2008;
7. Зверева О. Х., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М: ТЦ Сфера, 2005;Козлова А. В, Дешулина Р. П. «Работа с семьей» - М:Т. У. Сфера,2004.
Приложение № 1
Перспективный план долгосрочного группового проекта
«Моя семья» в средней группе.
Месяц Темы месяца Содержание деятельности.
Сентябрь Организационно-диагностический Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив;
Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства;
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Октябрь «Моя семья» Беседа на тему: «Что такое семья», «Мои близкие»;
Чтение сказок: «Кукушка», «Гуси-лебеди» «Красная Шапочка», «Крошечка
– Хаврошечка», «Гуси-лебеди»;
Пальчиковая игра: «Моя семья»;
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей»;
Серия бесед по картинкам: «Какая у меня семья»;
Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья»;
Драматизация сказки: «Репка»;
Оформление ФОТОальбома: «Дружная семья»;
Практическое задание: придумать и нарисовать герб семьи;
Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье»;
Папка-передвижка: «Как создать семейный герб».
Ноябрь «Члены моей семьи» Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие
люди»;
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой ФОТОальбом»,
«На кого я похож?»;
Чтение произведений: Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра
Ксения»;
Дидактическая игра: «Родство»;
Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные»;
Ручной труд: «Открытка для мамы на день Матери»;
Папка-передвижка: «История возникновения праздника «День матери»;
Праздничная программа в группе, посвящённая мамам ко дню Матери.
Декабрь «Ты и твое имя» Беседа на тему: «Что означает твоё имя?», «Откуда произошла моя фамилия?»;
Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»;
Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев»;
Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»;
Графическое упражнение (трафарет) : «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»;
Сюжетно - ролевые игры: «День рождение куклы Маши»;
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды;
Папка-передвижка: «Основные заповеди «здоровой семьи»;
Праздничная программа, посвящённая Новому году.
Январь «Дом в котором мы живем» Беседа: «Папа в доме и дом исправен», «Как я помогаю дома»;
Строительная игра: «Мебель для дома»;
Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире»;
Игра- драматизация: «Три поросёнка»;
Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»;
Заучивание пословиц о родном доме (мнемотаблица) : «Дом без хозяина-сиротинка»;
Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»;
Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей»;
Пальчиковая игра: «Строим дом»;
Выставка рисунков: «Дом в котором я живу»;
Консультация: «Права и обязанности в семье».
Февраль «Мой папа» Беседа: «Где служил мой папа», «Папа гордость моя»;
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой;
Чтение художественной литературы: Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка», стихи к празднику;
Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»; Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»;
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома;
Рассказ: «Где служил мой папа»;
Фотогазета: «Наши папы – бравые солдаты»;
Папка-передвижка: «Роль отца в семье» Поиграй со мною, папа!;
Праздничная программа, посвящённая папам ко дню 23 февраля.
Март «Моя мама» Беседа на тему: «Моя мама лучше всех»;
Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтёнка»;
Чтение стихотворения Е. Благининой: «Посидим в тишине», «Вот какая мама»;
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»;
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»;
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта;
Папка-передвижка:«8 МАРТА»;
Буклет «Влияние семьи на развитие ребенка».
Апрель «Профессии моих родителей» Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.»;
Чтение произведений: С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»;
Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»;
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»;
Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе;
Благоустройство участка детского сада;
Папка-передвижка: «Как мы помогаем родным».
Май «Семейные традиции и обычаи» Беседа на тему:«Как вы понимаете слово «традиции»; «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке»;
Рассматривание картины: З. Серебряковой. «За завтраком»;
Сюжетно-ролевая игра: «Встречаем гостей. День рождение»;
Конкурс семейных газет: «Традиции моей семьи»;
Папка-передвижка: «Семья традициями крепка».
Июнь Анализ проекта Обработка результатов по реализации проекта;
Фотоотчет о проделанной работе.
Июль
Заключительный Презентация продуктов проекта;
Проведение мероприятия: «Мама, папа, я – вместе дружная семья».