Светлана Отто
Педагогичское эссе «Горжусь профессией своей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь человека - основное средство выражения его мыслей. В слове наши чувства, настроение, отношение к миру. Слово - связующая нить в общении людей. Развивая речь, мы развиваем личность. Работая вот уже более 30 лет в детском саду, я не перестаю радоваться, что выбрала самую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие и знания медицины (по первому образованию я медик, мудрость педагогики и прозорливость психолога. Итак, я логопед, что в переводе с греческого «логос» - слово, «пайдео» - учить, воспитывать. И вот мы учим, учим, воспитываем и воспитываем на протяжении десятилетий, но, к сожалению, речевых нарушений из года в год, по данным статистики и по нашим наблюдениям, становится все больше и больше. А почему, собственно? Причин, как известно, великое множество.
Публикация «Педагогичское эссе „Горжусь профессией своей“» размещена в разделах
И вот одна из них, на мой взгляд, немаловажная. Итак, всем известно, что в раннем возрасте, в первые три года, в так называемый сензитивный период, у детей интенсивно развиваются различные психические функции, в том числе и речь. Но благодаря «заботе» нашего государства, многие дети просиживают этот самый период дома с любящими их родителями, которые не имеют ни малейшего представления, как общаться с любимым чадом. Поэтому в последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом задержка речевого развития. А ведь еще Л. С. Выготский отмечал, что трехлетнему ребенку гораздо сложнее обучаться речи, чем полуторагодовалому. И всему-то виной любящие мамочки, понимающие дитя с полувзгляда, удовлетворяющие все его требования: на любое «У» -- это и пописать, и покушать, и поиграть и т. д. Потакая, таким образом, всем его желаниям, они невольно тормозят речевое развитие своего ребенка : ведь малышу даже не надо напрягаться, чтобы словесно выразить свои потребности. В возникшем противоречии между необходимостью оказания ранней логопедической помощи и невозможностью ее оказания (кроме консультации, конечно, виноват стрелочник-логодед, который ежегодно хватается за подготовительные группы (у меня их почему-то по две каждый год, а это примерно человек 50, и у 40 из них выявляются разного рода речевые нарушения, дабы хоть как-то подготовить ребят к школе. Ведь, как известно, речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития, затрудняют построение отношений в социуме, затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что в итоге скажется на качестве школьного обучения. И тут-то не помешала бы помощь психолога, но таковой специалист не предусмотрен штатом детского сада. И ты хватаешься за всех, пытаясь поставить нарушенные звуки и по мере возможности ввести их в речь, рассчитывая на активное участие родителей и воспитателей в процессе автоматизации звуков в самостоятельной речи у ребенка, но не тут-то было. Утомленные добыванием денег некоторые родители настаивают на том, что это прямая обязанность профессионала- логопеда, а они вроде и не специалисты и ничем своему ребенку помочь не могут и не обязаны. Многие воспитатели также не считают возможным оказание помощи логопеду (а по сути, их же ребенку, т. к. у них свои программные задачи и, видимо, развитие речи детей в эти самые задачи не входит, а еще у них большое количество детей (25 и более, и им за дополнительный труд никто не доплачивает. Вот тут и вспоминается мне ясельная группа с огромными манежами, в которых «общаются» 10-12 младенцев, калякают на своем, постоянно взаимодействуя друг с другом, а между ними там же снует медсестричка: кого с ложки покормит, кого перепеленает, а с кем и «побибикает» или «помычит». Вот где активное физическое, а главное, речевое развитие. Верните нам ясельки, господа!
Огромный интерес для логопедии также представляет билингвизм, особенно у нас в районе Крайнего Севера, где собраны все возможные национальности. Для ребенка овладеть на высоком уровне русским языком в условиях двуязычия – совсем не простая задача, при том, что в семье все разговаривают на родном языке. А в детском саду такого ребеночка воспитывает якуточка, которая говорит малышам: «Беритися здеся за штанишки и паравозика наша поехала так ту-ту» или «гарна пани» с западной Украины учит подготовишек делить слова на слоги: в слове тигр у нее два слога: первый - ти, второй – гар. А в начальной школе первая учительница – татарочка и тоже по-своему преподает первоклашкам русский язык. Тогда о какой фонетической системе и лексико-грамматическом строе русского языка можно вообще говорить?
Далее, мы живем в 21 веке научно и технически продвинутом, говорим о повышении эффективности коррекционно-образовательного процесса с использованием компьютерной технологии. Мы знаем о множестве компьютерных программ, позволяющих в интересной, занимательной форме закреплять с детьми правильное произношение автоматизируемого звука в словах, корригировать нарушения слоговой структуры слова, формировать лексико-грамматические представления и связную речь, обогащать словарь, поддерживая положительную мотивацию к посещению логопедических занятий, не имея для этого даже самого застарелого компьютера. Мы могли бы отказаться от старой формы использования домашних тетрадей для работы родителей с детьми по закреплению навыков и выполнению заданий. Мы могли бы в более интересной форме проводить родительские собрания, создавая электронные презентации по необходимым и интересующим родителей темам. Но в арсенале у нас, по-прежнему, тетрадь, ручка, клей, ножницы. Мы вклеиваем в них различные артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, записываем различного рода словарный материал и другие задания.
И несмотря ни на что, я считаю, что моя профессия для многих детей луч надежды. Развивая речь, мы развиваем личность. Осознавая всю значимость своего долга, я горжусь своей профессией, горжусь тем, что выбрала самую правильную специальность и с большой любовью отдаю ей все свои силы, знания и сердце. Чего и вам желаю, господа!