Евгения Василенко
Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть педагогика – наука неоднозначная,
И мнений о качествах воспитателя может быть много.
Неоспоримо одно: выбором ему предназначено
Вести детей за руку правильной дорогою!
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия ВОСПИТАТЕЛЬ - не совсем обычная. Воспитатели заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.
Публикация «Педагогическое эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Профессия воспитателя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям, можно заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность педагога - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.
Педагога называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая, правда. Только, в отличие от других профессий, педагогу не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет…
Каждый человек в своей жизни, чтобы чего-нибудь достичь вынужден учиться. И уже только потом, становясь мастером, он передает свой опыт, свои знания молодому поколению, но это все на производстве, а дома, воспитывая своих детей, мало останавливаться на одном наставлении на путь истинный. После рождения дочки, я поняла, что воспитание этой крохи состоит не только из нравоучений и наставлений, большую роль играет любовь и личный пример. Не только родители учат, но и учатся у ребенка – любви, терпимости, учатся смотреть на мир его глазами.
Поступив в педагогический институт, я поняла, что приблизилась к тому, чтобы стать педагогом. Мне дали знания: глубокие, обширные знания… Но, пожалуй, ещё более важно, что мне дали в институте знания педагогики и психологии; показали направление саморазвития и самосовершенствования. Передо мной ожили лучшие примеры отечественной педагогики. Педагогический опыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Д. И. Менделеева, Ш. Амонашвили и многих других помогал мне выбрать правильный путь и вселял уверенность, что можно стать настоящим педагогом.
Но институт не выпускает «готовых педагогов». Это я поняла, когда переступила порог детского сада. И передо мной встала новая проблема: не все же становятся гениями педагогического труда. И я себя не отношу к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей. Как реализовать себя, раскрыть все свои потенциальные возможности и помочь это сделать детям? Я вхожу в группу и вижу… их глаза. В одних – настороженность, в других – интерес, в-третьих – надежда, в чьих-то равнодушие. Какие они разные! У каждого ребенка свой характер, свои привычки и увлечения, и педагог не может ломать их. Это не производство, не армия, где начальник отдал приказ, и этот приказ должен быть выполнен. Воспитатель не имеет права нарушить внутренний мир ребенка, он должен раскрыть те стороны души маленького гражданина, которые еще в нем спят.
Без любви нет взаимопонимания. Как часто мы помним об этом в семье и почему-то забываем в детском саду.
Дети очень любопытный народ, но надо раскрыть это любопытство, научить спрашивать, быть почемучками.
Ситуация в российском образовании на сегодня в целом продолжает оставаться сложной, непростой. А это значит: легко потерять профессиональные, нравственные и духовные ориентиры, которые составляют стержень нашей с вами профессии. Утраты, к горькому сожалению, отмечаются на каждом шагу.
Чтобы не допустить этого, нам необходимо, прежде всего, всем объединить усилия в одном, но очень важном деле: создании условий для творческого роста. Педагог, где самая главная составляющая – методологическая культура: умение мыслить широко, аналитически; умение рефлексировать; не терять понимание всего того, что происходит вокруг. Но самое главное – не утратить бы нам человеческое в себе. Утратив его, мы потеряем право на свою профессию. Потеряв Педагога, мы потеряем Будущее, которое в руках наших воспитанников.
В замечательной книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» об одаренных людях говорится, что самое страшное, чего они боятся, - это невнимание. «Будьте с ними невнимательными, и они вымрут сами»,- говорит о мастерах Воланд. Как трудно быть воспитателем, но, и как трудно быть ребёнком. Думаю, что именно в этой фразе и сосредоточена вся суть проблемы отношений воспитателя с воспитанниками. Иными словами, разговоры о том, чтобы педагог понимал ребёнка, всего лишь половина «правды». Это симплексная, то есть односторонняя эмоциональная связь («я тебя слышу, а ты меня – нет!», необходима и вторая часть: умение понимать состояние ребёнка. Только с этого момента начинается взаимопонимание, которое обеспечивает сотрудничество.
Односторонний эмоциональный контакт – это начало индивидуального подхода к ребенку, а двухсторонний – личностного. Образно говоря, индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе – это тонкий инструмент, который может держать в руках каждый педагог, а личностный – умение играть на этом инструменте, причем так, чтобы в ответ звучала и душа ребенка.
Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – педагог. Учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать детям свое чувство и мысли.
Ведь надо понимать, что «ребёнок делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее». (В. Сухомлинский) Как я пытаюсь научить ребят делать это хорошо? Здесь нельзя обойтись одним знаниями. Одного интеллекта мало. Только обладая любящим сердцем и воплощая эту любовь в отношения окружающими, человек может достичь истинных ценностей.
Наверное, моя жизненная философия, как и педагогическая, с годами будет еще изменяться, но одно я знаю точно: основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.
Мир и микромир. Как тесно они связаны! И вот наступает момент, когда твой микромир испытывает неодолимую потребность раскрыться. Так, на мой взгляд, люди выбирают профессию педагога.