Дарья Прохорова
Консультация «Педагогическое сопровождение родителей на этапе адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня становится педагогическое сопровождение одним из видов, как отмечали Деркунская В. А., Гогоберидзе А. Г. Его целью становится совокупности условий, его специфика заключается в том, что целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (воспитания, просвещения, образования, обучения).
Щипицына Л. М. сказала, что должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму, поэтому необходимо выстроить системное сопровождение. Она выделила несколько основных этапов :
Публикация «Консультация „Педагогическое сопровождение родителей на этапе адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы);
- диагностический (цель - осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения);
- консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы);
- деятельностный (достижение желаемого результата);
- поисковый (цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым).
Педагогического сопровождения включаются в систему все участники воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родители. Конкретная семья, конкретный родитель, либо группа семей может выступать в качестве объекта педагогического сопровождения.
Комплекс педагогических технологий поддержки, помощи и развития семье может выступать педагогическое сопровождение семьи как, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождаемых и сопровождающих изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (педагогов, родителей и детей, обеспечивающего полноценное развитие личности дошкольников в адаптационный период.
Педагогического сопровождения семьи его эффективность зависит от следующих условий:
- создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ;
- повышение педагогической компетентности специалистов в сфере педагогического сопровождения и семейного воспитания (педагогического мастерства педагогов);
- родители должны быть активы;
- в ДОУ издательская деятельность;
- оптимизация предметно-развивающей среды, раскрытию его творческих способностей, способствующей адаптации малыша, умения адаптироваться в изменяющемся социуме, уверенности в собственных силах;
- оснащение методической библиотеки для специалистов и родителей;
- чтобы определить и изучить проблемы взаимодействия семьи и ДОУ осуществление диагностики;
- педагогическое образование родителей, в процессе адаптации педагогическое сопровождение дошкольников.
Как одно из важнейших условий педагогического сопровождения семьи является создание системы педагогического образования родителей, которая должна строиться на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям.
В основу этих технологий могут быть положены следующие принципы:
- принцип как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи значимости внутрисемейных отношений;
- принцип единства и непротиворечивости воздействия образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка;
- принцип приоритетности влияния семейного воспитания, семейных отношений на становление личности ребенка;
- принцип предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка это целостное развития ребенка.
В ходе педагогического сопровождения родителей должны решаться задачи, способствующие сплочению родителей и детей, оптимизации процесса семейного воспитания. Родители могут и должны научиться открывать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, относиться к ребенку, как к равному, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Система педагогического образования родителей может включать в себя следующие этапы :
1. Выявить их психолого-педагогические потребности и наладить контакт с родителями в обучении и воспитании дошкольников и это диагностический этап, а также по информационным потребностям определить группы родителей.
На этом этапе необходимо установить контакт с родителями. Для того чтобы привлечь и заинтересовать их к совместной работе, необходимо спрогнозировать результаты предстоящей работы, показать родителям необходимость такого сотрудничества. Для помощи педагогам выяснить какую именно информацию и в какой форме они желают и готовы получить родителям предлагаются анкеты и опросники.
2. На создание технологии педагогического образования родителей направлен - поисковый этап. Важно определить тематику мероприятий и встреч с родителями на этом этапе, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.
Специалисты составляют технологию педагогического образования родителей на основе полученных результатов диагностики, предполагающую различные формы работы (журналы, родительские собрания, встречи, педагогический практикум, встречи за круглым столом, семинары, которые выстраиваются по следующим позициям: активность родителей, их заинтересованность, имеющиеся у родителей психолого-педагогические знания, опыт воспитания детей в конкретной семье.
3. Проводится обсуждение и коррекция разработанной педагогической технологии совместно с администрацией и воспитателями ДОУ на коррекционном этапе. На педагогическом совете корректируется и обсуждается содержание педагогической технологии. В данном процессе участвуют все специалисты Дошкольного учреждения.
4. О возможностях участия в данной педагогической технологии родителей информируют на информационном этапе. О повышения педагогической компетентности среди родителей распространяется информация (культуры) родителей реализации педагогической технологии, практических занятиях, раздаются приглашения на участие в лекциях, родительских собраниях.
5. На повышение ответственности родителей направлен основной этап за процесс повышение компетентности родителей по проблемам воспитания, обучения и развития детей, связанные с воспитательно-образовательным процессом, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации. Технология педагогического образования родителей реализовывается на данном этапе в дошкольном учреждении. Проводятся родительские собрания, занятия, распространяются и издаются журналы для родителей.
6. Последний этап, аналитический этап подразумевает повторную диагностику родителей педагогической технологии и анализ результатов по окончании реализации. Анкеты, которые предлагают педагоги, помогут выяснить удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации. Можно также провести круглый стол или заключительное занятие, для обобщения полученных знаний.
технологий педагогического образования могут стать результатами реализации родителей : в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности; улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании; в появлении родительской ответственности; умений развивать и воспитывать своего ребенка, развитие родительской компетентности
Педагогического сопровождения родителей для осуществления технологий необходимо выбирать методы и формы работы с семьей, нужно учитывать тот факт, что многие из родителей не часто используют полученные знания в практике семейного воспитания, знакомы с приемами развития и воспитания детей из литературы, но имеют некоторый педагогический опыт. Обеспечить активное участие родителей в программах так важно, практические задания, дискуссии, упражнения, тренинги, используя деловые игры. Для подготовки родителей используются педагогические технологии к адаптации ребенка, методы воспитания должны предоставлять возможность выбрать те, которые наиболее подходят именно им.
В активных формах должно проходить образование родителей. На наш взгляд наиболее информационно-содержательными и эффективными формами педагогического образования родителей являются : виртуальный клуб для отцов и матерей, родительские ринги, родительские собрания, издание журнала для родителей, родительские вечера.
Целью должно стать в родительских собраний : планирование воспитательно-образовательной работы и обсуждение задач, определение путей и стратегий сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, рассмотрение педагогических проблем наиболее актуальных.
Расширять педагогический кругозор родителей должно родительское собрание, стимулировать их желание стать хорошими родителями. возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов (достижение дошкольников выставки их творческих работ) - данная форма работы с родителями наиболее актуальна.
На первом этапе образования родителей в процессе диагностики, педагоги выясняют их предпочтения в области воспитания детей младшего дошкольного возраста о получении информации. Данная форма работы с родителями дает возможность педагогам подобрать для каждой группы родителей (группы определяются в ходе анализа результатов диагностики) материал (литературу, статьи, рекомендации, который оформляется в виде журнала.
Виртуальный клуб для отцов и матерей может стать одной из современных форм образования родителей. В виртуальной сети Интернет проводить время все больше предпочитают современные родители. Поэтому данная форма работы поможет родителям найти интересующую их информацию в Виртуальном клубе, которая будет касаться развитию и воспитания их детей в адаптационный период, а также задать возникшие у них вопросы специалистам (врачам, психологам, педагогам, юристам).
Сегодня существуют свои персональные сайты во многих дошкольных учреждениях, на которых можно организовать в виде рубрики виртуальный клуб для отцов и матерей. В такую рубрику можно включить форум, где они смогут обменяться личным опытом, но и не только информацию для родителей.
Одна из дискуссионных форм общения родителей - родительские ринги и формирования родительского коллектива. Заключительная часть программы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи проводится это форма педагогического образования родителей. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными, допустим: «Можно ли наказывать ребенка лишением любимых удовольствий?».
Форма педагогического образования родителей - родительские вечера, которая направлена на сплочение родительского коллектива. В группе детского сада 2-3 раза в год рекомендуется проводить данную форму работы без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть различными: «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Наказывать или нет», «Друзья моего ребенка».
Посредством разных форм педагоги могут оказать помощь семье, таких как традиционных, так и нетрадиционных. Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, обеспечить единство воспитательных и образовательных воздействий, необходимых для организации воспитания и жизни детей в семье, привлечь к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок.
Родительскую позицию оптимизирует образование родителей, повысит их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания.
совместная работа специалистов ДОУ (воспитателей, медика, социального педагога, психолога, логопеда) и родителей является, главным условием осуществления педагогического сопровождения семьи и получения высокой результативности, где каждый участник занимает заинтересованную, активную позицию. Поможет в создании условий успешной адаптации детей к ДОУ процесс поэтапного педагогического сопровождения семьи, а также в преодолении причин, тормозящих этот процесс.
Не сравнится ни с какими другими образовательными и социальными институтами роль семьи в обществе, так как именно личность ребенка в семье развивается и формируется, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе, происходит овладение им социальными ролями. В семье формируется отношение ребенка к окружающим людям и самому себе. В ней происходит первичная социализация личности, закладываются основные ценности жизни, осваиваются первые социальные роли.
Таким образом, под педагогической сопровождением заключается в оказание помощи родителям и ребенку в процессе определения семьи на этапе адаптации ребенка обеспечивает единство действий сопровождаемых и сопровождающих, взаимопонимание родителей и специалистов, сделают практические и научные знания реальным инструментом в решении общих воспитательных проблем, связанных с адаптацией малыша к детскому саду.