Махрова Любовь
Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся как социально-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье представлен теоретико-исследовательский анализ модели педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся с точки зрения социально-педагогической проблемы. В статье анализируются основные детерминанты этого сложного комплексного процесса.
Публикация «Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся как социально-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, сфера рабочих профессий, педагогическая помощь, направления деятельности.
Организация и совершенствование педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся в сфере рабочих профессий является актуальной социально-педагогической проблемой в современном обществе, так как данное направление педагогической деятельности открывает широкие возможности для достижения высокого уровня развития личности, современного производства и социума в целом. Основной целью указанного процесса является – разработка концепции педагогического сопровождения самоопределения обучающихся в сфере рабочих профессий [5, с. 186].
В настоящее время в педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профессиональное самоопределение». В основном под этим понятием подразумевается – осознанный выбор, выявление и подтверждение позиции обучающегося в сфере рабочих профессий. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию природы профессионального самоопределения исходя из ряда характерных черт этого явления. Процесс профессионального самоопределения – это длительный процесс, завершение которого можно определить только при наличии у обучающегося позитивного отношения к себе как к объекту профессиональной деятельности [2, с. 64]. Поэтому выбор профессии является лишь показателем того, что процесс профессионального самоопределения вступает в новую фазу своего развития. Под педагогическим сопровождением процесса профессионального самоопределения понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, его образования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации к обществу в любом возрасте школы, по всем предметам образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [4, с. 192]. Суть идеи педагогического сопровождения заключается в комплексном подходе к решению проблем личностного развития, способном активизировать процессы самопознания и творческой самореализации. Педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся заключается в том, чтобы научить их самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, нести ответственность за свое образование и помогать им становиться полноправным предметом в их профессиональной жизни. Необходимость устранения этих условий основана на социально-экономической нестабильности, многочисленных изменениях в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуальных психологических характеристиках, а также на случайных обстоятельствах и иррациональных жизненных тенденциях.
Профессиональное самоопределение обучающихся – это сложный процесс, в котором личность формирует свое отношение к профессиональной рабочей среде и ее реализации. В школьное время, когда встает вопрос о выборе будущей профессиональной деятельности, ученики нуждаются в квалифицированной поддержке специалистов и профессиональных консультантов, чтобы получить личностно-ориентированную поддержку в определении и развитии навыков и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии и формирование потребностей и желания заниматься конкретной профессиональной деятельностью. Успех профориентации зависит от способности специалиста идентифицировать индивидуальные особенности обучающихся и широко использовать различные формы работы и методы для руководства профессиональной ориентацией обучающихся. Изучение уровня профессионального самоопределения учащихся и педагогической поддержки учащихся в выборе профессии включает в себя следующие этапы:
- подготовка, включающая определение темы работы, определение проблемы, гипотезы, определение научной новизны, теоретической и практической значимости;
- поиск, в том числе изучение педагогической литературы по проблеме психологической и педагогической поддержки обучающихся при выборе профессии;
- диагностика, в том числе проведение содержательного эксперимента, сбор и анализ диагностических данных об участниках исследования;
- внедрение модели педагогического сопровождения обучающихся при выборе профессии;
- обобщение контроля, включая проведение формирующего эксперимента, сбор и анализ полученных данных, их корреляцию, формулирование выводов и реализацию результатов [1, с. 319].
Обучение и развитие психологической готовности и способности к профессиональному самоопределению основаны на трех основных компонентах:
а) «Образ Я» или Концепция Я (знайте себя, свои навыки и способности);
б) знание мира труда и требований к личности в выбранной профессии (соответствующая самооценка и сравнение их требований с требованиями профессии к личности);
в) профессиональный тест («примеряя» профессию для себя) [3, с. 132].
Интеграция этих компонентов в профессиональную ориентацию обучающихся позволяет им развивать свои социально-психологические механизмы восприятия, отражения и свободы выбора. Для разработки этих механизмов, содержание программы, которая включает в себя специальные занятия для обучающихся на основе их характеристик и результатов диагностики. Под моделью процесса педагогического сопровождения обучающихся понимается описание и теоретическое обоснование процесса организации данного вида учебной деятельности. Метод моделирования используется для создания модели педагогической поддержки при выборе профессии. Модель состоит из трех взаимосвязанных фаз: информационная фаза, фаза диагностики и фаза анализа отражения.
Первая фаза используется для информирования обучающихся о готовности заниматься различными видами профессиональной деятельности. Последующая диагностика позволяет исследовать навыки обучающихся и раскрывать потенциал для тех навыков, которые ранее не были оценены обучающимися. В конце процесса педагогического сопровождения реализуется формирующий эксперимент с использованием ранее заявленных методов. Результаты повторной диагностики интересов обучающихся иллюстрируют относительную стабильность интересов, но может иметь место существенная разница, которую нельзя игнорировать. Если обучающиеся проявили выраженный интерес к рабочим объектам во время первоначального диагноза и не набрали максимум баллов в той или иной сфере, то число обучающихся, набравших максимальное количество баллов при повторной диагностике может увеличиться. Это указывает на то, что меры, принятые во время педагогического сопровождения, не были напрасными, и что обучающиеся укрепили свою веру в свои интересы и навыки по определенной профессии. Результаты организации педагогического сопровождения показывают успешность внедрения модели процесса профессионального самоопределения обучающихся с точки зрения социально-педагогической проблемы. Нам удалось развить у обучающихся внутреннюю готовность сознательно и независимо строить, адаптировать и реализовывать перспективы развития (работа, жизнь, личность, готовность своевременно развиваться и самостоятельно находить осмысленное значение в определенной профессиональной деятельности. В частности, обучающиеся имели представление о профессиональных ценностях, обогащались знаниями о профессиях на рынке труда, о соответствии личных качеств и навыков выбранной профессии. Были предприняты попытки выявить причины отклонений в личностном развитии; развить способность обучающихся самостоятельно определять себя в образовательном учреждении, и подростку и его семье оказывалась педагогическая поддержка в развитии развивающегося образа жизни личности.
Наиболее важными направлениями педагогического сопровождения могут быть :
- Создание условий, позволяющих формировать у обучающихся представления об их личности, их жизненных ценностях;
- Обучение методам рефлексии обучающихся в решении проблемных ситуаций;
- Интеграция педагогического процесса в практику профессионального самоопределения обучающихся;
- Организация индивидуальных профильных маршрутов обучения с учетом профессионального самоопределения;
- Консолидация общеобразовательных учреждений с вузами и проф. организациями [3, с. 135].
Таким образом, исследуемая модель педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся обеспечит повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся и сделать выбор, который наилучшим образом отвечает их интересам и профессиональным ожиданиям, позволяя им соответствующим образом соотносить свои желания и навыки; и сосредоточиться на дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности [5, с. 188].
Посредством вышеизложенного, квалифицированное педагогическое сопровождение в процессе профессионального самоопределения и дальнейшего обучения помогает обучающимся понять и правильно оценить свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профессии. Данный процесс обеспечивает создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития.
Список использованных источников
1. Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 10. — Ч. 2. — С. 318–321.
2. Долгова В. И. Cубъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V. – London, 2014. – С. 62-65.
3. Кормакова В. Н., Мусаелян Е. Н., Рузиева Д. И. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Образование и наука. 2017;(4). – С. 130-145.
4. Клочева Г. М., Усанова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 191–197. – URL : https://e-koncept.ru/2016/56994.htm.
5. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие / С. Н. Чистякова. – М. : Academia, 2016. – 256 с.