Елена Изетова
Педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы. Аутизм – это сложное нервное расстройство, которое имеет такие характерные черты, как замкнутость в себе, нарушения в области коммуникативных связей, потеря эмоционального контакта с другими людьми, погрязание в личный мир переживаний, а также расположения к стереотипному поведению. Россия не ведет статистику по количеству людей, страдающих аутизмом в стране, поэтому рассмотрим мировые данные. В соответствии со статистикой, в современном мире аутизмом страдает более 10 млн. человек, всего лишь несколько десятков лет назад, на 10 000 жителей приходился лишь один человек, страдающий аутизмом. С каждым годом людей страдающих данным расстройством становится на 11–17% больше. Статистика детей, страдающих аутизмом в России также не ведется, однако, по мнению, детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. С. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России [5]. Исследователи утверждают, что статистика людей страдающих аутизмом будет расти и дальше, стоит также отметить, что дети с подобными отклонениями в 18 лет ставят диагноз «шизофрении», и они становятся недееспособными. Решением данной проблемы следует заниматься сразу после её обнаружения, поэтому важно предпринять меры по организации педагогического сопровождения детей аутистов в дошкольном учреждении.
Публикация «Педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации» размещена в разделах
Анализ исследований и публикаций. Изучением темы развития детского аутизма исследователи начали заниматься не так давно. Отдельные описания детей, страдающих аутизмом можно встретить в специальных исследованиях начала ХХ столетия. С середины прошлого века изучения на данную тему стали увеличиваться, появились понятия категорий о детях с аутистическим поведением: ранний инфантильный аутизм, синдром Каннера, неконтактные дети, болезнь Геллера, аутистическая психопатия и др. С 70-х годов ХХ столетия исследования на тему диагностики аутизма стали более разграниченными. Ученые стали принимать тот факт, что на развитие аутизма влияют наследственные и клинические факторы, а также аспект окружения. К современным исследователям данной проблемы можно отнести В. Е. Кагана и Г. Гаффнея, они имеют определенные противоречия в отношения вопроса происхождения детского аутизма. Например, В. Е. Каган пишет об органическом происхождении этого расстройства, а Г. Гаффней исключает эту точку зрения. Исследователи В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг указывают внешние элементы данного расстройства – это своеобразная игра, когда ребёнок играет один, с предметами домашнего обихода, а не игрушками [2, c. 19]. Также когда ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Исследователи Н. Г. Манелис и В. М. Башиной в своих работах отмечают, что у таких детей плохо развита моторика [3, c. 18].
Цель данной статьи заключается в рассмотрении программы педагогического сопровождения детей аутистов в дошкольной организации.
Изложение основного материала. Выше нами уже было отмечено, что у детей с расстройствами аутизма нарушено развитие коммуникативных функций, социального взаимодействия. Такие дети не могут найти общий язык со своими сверстниками, они не имеют общих интересов, замкнуты в себе, дети, страдающие данным расстройством не социализированы, и им сложно взаимодействовать с обществом. Данную проблему нельзя запускать, поскольку она может превратиться в ещё большее расстройство. По этой причине возможность находиться в группе с похожими детьми, участвовать с ними в совместной деятельности дает детям необходимый для жизни опыт, способствующий стимулированию коммуникативных навыков. Поэтому дети страдающие аутизмом нуждаются в комплексной коррекционно-педагогической программе.
Коррекционно-педагогическая программа для детей аутистов в дошкольной организации включает в себя несколько и направлений. Педагогическое сопровождение детей аутистов имеет два направление:
1. Работа с родителями, которая подразделяется на два этапа:
– сбор информации о ребенке, определение его проблемы;
– далее родителям объясняется, что такое аутизм, как нужно общаться с ребенком, педагогами вносятся изменения во взаимоотношениях «ребенок-родитель».
2. Работа непосредственно с ребенком аутистом, которая включает в себя несколько этапов:
– диагностический этап, во время которого проводится педагогическая диагностика. Педагоги составляют специальную таблицу, где учитываются специальные сферы развития ребенка, а также назначаются ответственный педагог за каждую сферу, который помогает развить у ребенка определенное умение. Каждую неделю педагоги должны оценивать уровень сформированности определенного умения, если навык не был сформирован, в таблице пишется 0 баллов, если навык развит частично, он оценивается в 1 балл, если развит полностью – 2 балла.
– адаптационный этап, является сложным этапом в педагогической деятельности для ребенка, поскольку на этом этапе ребенку предстоит ознакомиться и освоить навыки самообслуживания. Этот период требует огромного терпения для педагога, поскольку даже застегнуть пуговицу может занять большое количество времени. Данный период может занять два месяца. В этот период ребенок чувствует множество трудностей, поскольку адаптация характеризуется именно такими чертами, которые нарушены у таких детей – это социализация и коммуникация. Данный период может быть обострен такими формами поведения, как нарушение коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации. Однако совместное проведение этих этапов позволит ребенку пройти его более незаметно не так болезненно;
– активирующий этап, данный период работы характеризируется составлением выводов педагогами о работе и приобретении навыков ребенком. Составляются новые индивидуальные программы. Также в этот период проходит развитие речи ребенка, с помощью песен, развивающих игр и т. д.
– формирующий этап является самым объемным и сложным, во время данного этапа педагоги должны действовать сообща. Учитывая, что основной целью данного этапа является развитие таких качеств, как умение социального взаимодействия, формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явления, общение с людьми в целом. При этом каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Главным принципом во время данного этапа является то, что ребенок аутист должен учиться всему сам, просто так ничего не получится и не появится. В этот период дети обучаются мелкой моторике рук, ИЗО, лепят пластилином, играют в сюжетные игры, формируются мышление и коммуникативные умения;
– корригирующий этап является последним, данный этап включает в себя осуществление работы коррекционно-развивающих задач по коммуникации и социализации ребенка в обществе, а также работа по расширению представлений ребенка аутиста об окружающем мире [4, c. 32].
Работа с аутичными детьми имеет несколько периодов:
1 период – это установления контакта между педагогом и ребенком, для того, чтобы установить контакт можно использовать сенсорные методики, например, мыльные пузыри, мяч, музыкальные игрушки и т. д. ;
2 период – это период формирования навыков учебного поведения ребенка. Во время данного этапа формируются такие умения, как усидчивость, привыкание к ситуации, общая организация поведения и так далее. Например, во время проведения первого занятия стоит сосредоточиться на чем-то простом, во время занятия по лепке пластилина, с ребенком можно слепить тонкую колбаску, на следующем занятии сделать из неё змейку, потом украсить её и т. д. В этом периоде многое зависит от самого педагога, его работы с ребенком.
3 период – происходит развитие познавательной сферы. Во время этого периода решаются задачи, связанные с развитием интеллектуальных и коммуникативных способностей. Положительная динамика в этом этапе наблюдается тогда, когда ребенок не нуждается в помощи взрослого [1, c. 20].
Следует выделить несколько важных педагогических правил по работе с дошкольниками аутистами. Работа с такими детьми должна проходить регулярно и постоянно, наиболее оптимально проводить занятия с детьми 4 раза в неделю, обязательно в одно, и тоже время и сопровождать начало и конец занятия какими-то ритуалами. Это поможет детям привыкнуть к занятиям, а также приобрести новые навыки.
Работа с детьми аутистами должна быть последовательной, в зависимости от того, как ребенок запомнил определенное действие, его можно заменять более сложными навыком. Также и со знаниями, они постепенно нанизываются друг на друга, заполняя внутренний мир ребенка.
Педагогическая деятельность с детьми должна проходить пошагово, вначале ставится конкретная задача, потом демонстрация этой задачи и выполнение её с ребенком. Сложные операции стоит разделять на простые.
Эффективность работы по педагогическому сопровождению ребенка в дошкольной организации заключается, прежде всего, в тесной взаимосвязи между родителями, педагогами и специалистами. Особенность работы родителей и педагогов, в первую очередь, заключается в том, чтобы убедить их в том, что их ребенок «нормальный, такой как все». Вовлекать родителей в работу с детьми, приглашать на различные мероприятия, так у них накапливается определенный опыт, и они уже лучше понимают, как правильно организовывать занятия с ребенком дома.
Выводы. Таким образом, педагогическое сопровождение детей аутистов в дошкольной организации является сложным процессом, в который должны быть вовлечены не только педагоги, но и родители, благодаря этому можно заметить положительную динамику развития ребенка. При грамотно спланированной коррекционно-педагогической работе на основе личностно-ориентированного подхода, ребенок может развиваться.
Список литературы
1. Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию / М. В. Браткова, О. В. Караневская. – М. : Парадигма, 2016. – 45 с.
2. Гонта Е. И. Макарова ИА. Опыт работы с аутичными дошкольниками в условиях специализированного ДОУ / Е. И. Гонта, И. А. Макарова // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки / Е. И. Гонта, И. А. Макарова. - № 1/ 2. – С. 18–22
3. Манелис Н. Г. РДА: психологические и нейропсихологические механизмы // Сб. на-учно-практ. конф. : Проблемы детского аутизма и парааутистических состояний. – М., 2001. – С. 18–21.
4. Никитишина Н. А., Болотских Н. В., Чернобаева С. А. Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики/ Н. А. Никитшина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. – 2018. – №6. – С. 32-36.
5. Статистика аутизма: официальные данные о заболевании [электронный ресурс]// Режим доступа: https://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire/ (Дата обращения: 17.11.2019)