Наталья Золотова
Педагогическое руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков взаимодействия
Подвижные игры в системе дошкольного образования сложно переоценить. Этот вид игры не только способен благополучно влиять на развитие здоровья у ребенка, но и влиять на взаимоотношения внутри коллектива, создавать благополучный эмоциональный фон, знакомить с культурно – нравственными нормами поведения в обществе. Не смотря на положительные свойства подвижных игр, ее образовательно – воспитательные функции могут быть успешно реализованы только в случае целенаправленного руководства педагога. Педагог выстраивает и контролирует процесс, следит за выполнением правил, направляет взаимоотношения детей.
Публикация «Педагогическое руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков взаимодействия» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
В методике дошкольного воспитания большое внимание уделяется руководству подвижными играми. Качество подвижных игр зависит от степени владения педагогом игровым материалом, эмоционального посыла, разработанности игровой методики.
Правила организации руководства подвижных игр :
1. Применять в подвижной игре правильно заученные движения, которые хорошо знакомы детям. Если педагог хочет ввести новые движения, он отрабатывает их в свободное от игры время.
2. Для проведения подвижной игры педагог должен быть готов заранее, выучить текст или стихотворение, ознакомится с содержанием игры. Обязательно проводится предварительная беседа по ознакомлению с содержанием игры. Предварительная работа проводится в любое время и не привязана ко дню игры. В результате подготовки дети проговаривают игровые роли и образы, что позволяет сформировать у детей отношение игровой деятельности. Слова игры с детьми заранее не учатся, так как в процессе многократного проигрывания, дети хорошо запоминают текст.
3. Формирование интереса к предстоящей игре и его поддержание различными доступными способами.
4. В ходе инструкции педагог не распределяет заранее роли и атрибуты, иначе потеряется интерес к игре.
5. Распределение ролей происходит следующим образом: с помощью считалочек, случайного распределения, что бы дети не сомневались в выборе.
Если ведущий назначается, то выбор должен не вызывать у детей протест. Может иметь место, мотивированный выбор педагогом, например, «Давайте сегодня будет водить Вика, у нее сегодня праздник. Мы сделаем ей приятно, вы согласны?»
При подготовке к проведению подвижной игры, важна последовательность объяснения правил. В старшем дошкольном возрасте алгоритм объяснения игры выглядит следующим образом:
1. Знакомство с названием.
2. Ознакомление с содержанием игры.
3. Знакомство с условиями игры.
4. Показ движений осуществляется только в случае сложности движений.
5. Трансляция правил игры.
6. Закрепление правил.
7. Определение или назначение ведущего. Распределение ролей.
8. Руководство игрой. Рефлексия. Подведение итогов.
В процессе игры воспитатель контролирует игру, следит за правильностью выполнения движений, соблюдением правил. Педагог отслеживает и распределяет нагрузку; в конце игры во время подведения итогов проводится анализ достижений и результатов.
Успешность игры определяет во многом ее начало: расстановка и распределение ролей игроков, объяснение правил и пр. Важно обеспечить благополучные условия для выполнения последующих действий.
Управляя подвижными играми, педагог отслеживает состояние детей и регулирует нагрузку. Регулировать нагрузку можно различными способами:
• контролировать время проведения игры (уменьшать или увеличивать);
• контролировать длительность и количество повторов игры;
• определять количество перерывов в игре, либо отменять их совсем;
• определять размер пространства и количество участников;
• определять количество и сложность препятствий;
• определять длину дистанции;
• выбирать количество основных движений.
Умения, которыми овладевают дети, помогают им достичь в игре результативности. Успехи и положительные результаты игры являются стимулом и мотивацией к дальнейшему взаимодействию, приносят много эмоций и удовлетворенность. Дошкольники становятся увереннее, повышается качество общения и взаимодействия, дети учатся коммуникации, договариваться, уступать, действовать смелее и решительнее. Выполняя двигательные задачи, дети учатся самостоятельно делать выбор и проверять его правильность в процессе игры. В несюжетных играх, педагог обращает внимание детей на качество выполнения и результат, а процесс контролируется частично.
Процесс знакомства с игрой, происходит в четко организованной форме, для того что бы дети сразу учились выполнять основные движения. Небрежное выполнение движений приводит к закреплению неправильного навыка.
В соответствии с программой детского сада, требования к подвижным играм изменяются с возрастными и психологическими потребностями детей, основываясь на приобретённом ими двигательного опыта, произвольности и готовности к школе.
Таким образом, для того, чтобы игра стала более эффективной, важно не только правильно ее подобрать, но и грамотно провести. Знакомя детей с новой игрой, воспитатель должен сам быть тщательно подготовлен. Педагог проводит подготовительную работу, беседует с детьми, при необходимости использует различные методы и приемы: рассматривание и показ наглядного материала, выявляется уровень развития дошкольников, уточняются представления детей, примериваются игровые образы.
Подвижные игры обладают большим потенциалом в решении многих задач, таких как воспитательные, оздоровительные, образовательные, однако для того что бы подвижная игра стала реальным инструментом, она должна проводится с творческим подходом, и применением педагогического профессионализма. Соревновательный характер и творческий подход в ходе выполнения подвижных игр позволяет дошкольникам применять полученные навыки в формировании навыков взаимодействия со сверстниками.