Анжелика Васильевна Зенова
Программа формирования профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Целью формирующего эксперимента я определила проверку гипотезы о том, что при условиях проявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использование технологии коллективных творческих дел с целенаправленным нравственным содержанием – психолого-педагогические условия, которые позволяют, на мой взгляд, формировать профессиональную мотивацию будущих педагогов.
Задачи:
Публикация «Программа формирования профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
- способствовать раскрытию индивидуальности в ходе реализации технологии КТД с целенаправленным социально-нравственным содержанием в контексте повышения профессиональной мотивации;
- создать условия для проявления оригинальных, креативных способов деятельности.
Программа формирующего эксперимента реализовалась на основе принципов:
- гуманизма, основанного на уважении личности, ее ценностей, суверенитета и принадлежности к определенной этнической группе;
- системности – одновременного воздействия на внутриличностные и межличностные связи в системе взаимодействия представителей разных этнических групп;
- комплексности методов и деятельностного подхода;
В процессе формирования профессиональной мотивации на первом этапе, целью которого я определила создание благоприятного психологического климата использовались активные методы обучения: тренинг, дискуссии, игры, упражнения и др. ;
На втором этапе, который можно обозначить как подготовительный, основной целью являлось развитие умений проектировать свою деятельность, обучению планированию своего личностного и профессионального роста и овладение технологией ведения дневника, направленной на развитие рефлексивных способностей. Кульминацией подготовительного этапа является конкурс проектов «Здравствуй, Малыш!» для детей, оставшихся без попечения родителей.
На третьем этапе использовалась технология КТД (коллективное творческое дело, цель которой состояла в раскрытии индивидуальности в ходе реализации технологии КТД, создать условий для проявления оригинальных, креативных способов деятельности. На данном этапе шла разработка и реализация проекта «Здравствуй, Малыш!».
Основным методом формирования профессиональной мотивации в нашем исследовании, определены умения овладевать экстровертированной совместной и самостоятельной и интровертированной индивидуальной формами деятельности.
На первом этапе в качестве пространства формирования профессиональной мотивации на первом этапе была определена тренинговая группа. Тренинг я рассматривала как форму работы по формированию важных показателей профессиональной мотивации – интернальности в межличностных отношениях.
В ходе первого этапа использовалась методика вербального описания эмоционально-поведенческих паттернов личности, соответствующих конкретной ситуации, когнитивных и поведенческих стереотипов.
Реализовывалась задача изменения и обогащения представлений об отношениях в референтной группе.
На первом этапе объектом самонаблюдении, рефлексии были определены смысловые установки, которые и определяют направленность, динамику и устойчивый характер протекания деятельности и поведения. Уровень смысловых установок на социально-нравственную направленность деятельности является ведущим в установочной регуляции активности личности (А Г. Асмолов).
Специальные техники, направленные на объективацию социально-нравственной направленности (групповая рефлексия, созданные ситуации) выступили в качестве методов и приемов усиления интернальности производственных отношений и интернальности межличностных отношений.
В ходе первого этапа формирующего эксперимента необходимо было содействовать созданию благоприятного психологического микроклимата в группе. Выбор метода тренинга на данном этапе обусловлен большими возможностями группового взаимодействия. Группа - микрокосмос, в котором отражается внешний мир, и проявляются реалистические взаимоотношения в создаваемых моделях взаимодействия.
Группа обладает преимуществом в отражении обратной связи и поддержки участниками друг друга.
Эмоциональная поддержка создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов, оказывает положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом оказывает положительное влияние на отношение к себе и окружающим.
Принципы организации тренинга:
- реалистичность (объективное и субъективное отражение сути происходящего с участниками);
- моделирование (направленность на создание и апробирование в игровых ситуациях более эффективных программ поведения, взаимодействия и межличностных отношений);
- активность (максимальная включенность каждого участника в процесс взаимодействия);
- этичность (конфиденциальность, доверие, уважение участников друг другу);
- объективация (выделение объектов самонаблюдения собственной психики и осознание результатов наблюдения);
- конструктивность взаимоотношений (позитивное отношение к иной культуре, ценностям, вероисповеданию).
В программе тренинга решались задачи по развитию у участников:
- умений отслеживать и осознавать эффективность взаимодействия и межличностных отношений;
- умений анализировать взаимозависимость личной ответственности, вовлеченности в процесс и результативности деятельности.
В основе Программы по формированию профессиональной мотивации лежит принцип поэтапного формирования и постепенности в более глубоком понимании каждым участником своих переживаний.
В тренинге выделены правила групповой работы:
1) Проявлять искренность и доверие в общении с участниками. В группе можно рассказать о том, что волнует и интересует. Доверительные отношения предполагают конфиденциальность (это одно из этических оснований нашей работы)
2) Максимально принимать участие в групповой работе. Это правило вводится в связи с тем, что мысли, чувства каждого участника значимы для всех членов. И отсутствие одного участника нарушает целостность группы.
3) Сохранять конфиденциальность происходящего в группе.
4) Действовать в настоящем отрезке времени «Здесь и теперь».
5) Уважать мнение всех участников, признавать их права. Воздерживаться от критики и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Важно принимать, понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Помнить и о собственных проекциях, не навязывать свое мнение.
Основными методами и приемами являлись:
- групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, проанализировать проблему с разных сторон, принять взаимные позиции, осознать многозначность возможного решения проблем с разных этнических позиций;
- обратная связь, образующая собственное «Я» личности, способствующая познанию себя, окружающих. Прием обратной связи осуществляется в сообщении о своих реакциях на поведение других в условиях принятия личностью ответственности за свои высказывания;
- анализ ситуаций возникновения нехватки времени, зависимости событий в жизни от сторонних факторов: «Вспомни и опиши ситуацию, когда тебе чаще всего не хватает времени», «Опиши случай, когда ты испытала чувства, что ты не влияешь на свою жизнь. С чем это связано?». Возможность описания позволила более четко сформулировать свои переживания, перевести их в осознание;
- дневник – размышление с анализом своего поведения, межличностных отношений.
На протяжении всей работы были предусмотрены индивидуальные консультации: «Причины преодоления трудностей в общении», «Как достичь взаимопонимания?», «Как все успеть?» и др.
Обратная связь - выступает важнейшей образующей собственного «Я», является важным звеном в познании других людей окружающего мира. Прием обратной связи осуществляется, когда один человек (или группа) сообщает о своих реакциях на поведение других с помощью выражения «когда ты делаешь то, то я чувствую.» (ответственность за свои чувства и проекции личность принимает на себя).
Обязательными были определены:
1) индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия с целью отслеживания динамики процессов и их результативности;
2) аналитическая работа поиска оптимального решения ситуаций, способствующих эффективности межличностного взаимодействия.
Проиллюстрируем фрагментами использование методов и приемов организации тренинга. Созданию климата психологической безопасности, познанию и принятию участниками друг друга в тренинге способствовали опора в организации тренинга принципа конфиденциальности.
С целью усиления атмосферы доверия и объединения в коллектив использовался метод проективного рисования. Проективное рисование - вспомогательный метод групповой работы. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. В ходе работы ребятам предлагалось, не общаясь между собой, нарисовать свой портрет с помощью символов в структуре своей студенческой учебной группы, используя краски, карандаши, мелки и др.
Также на одной из встреч участникам предлагалось познакомиться с технологией ведения личного дневника. Участникам предлагалось отразить в дневниках свои впечатления, переживания, эмоции и мысли, отследить изменение отношения к происходящему, принятие окружающей ситуации.
Ведение дневника на основе рефлексивного анализа позволило участникам тренинга осознать психологические механизмы работы над собой, с целью достижения поставленных целей, помогло отойти от социальных стереотипов, с целью осознания возникающих эмоций на последующих встречах по своему желанию участники зачитывали фрагменты и анализировали их.
Так же студенты познакомились с приемами самоменеджмента. Студентам предлагалось создать матрицу дел по времени, в которую предлагалось расписать свои дела, и далее по алгоритму выполнять сначала важные и срочные, далее – срочные, но не важные, далее – важные и не срочные и в последнюю очередь – не важные и не срочные.
В ходе второго этапа формирующего эксперимента студенты осваивали проектную деятельность, технологию коллективно-творческой деятельности. В контексте завершения этапа прошел конкурс социально значимых проектов для детей, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап был направлен на повышение у студентов показателей интернальности в области производственных отношений и интернальности межличностных отношений в ход реализации социально-значимого проекта «Здравствуй, Малыш!».
Студентам было предложено создать проекты с социально-нравственной направленностью для детей, оставшихся без попечения родителей «Здравствуй, Малыш!».