Елена Селякина
Педагогическое мероприятие с детьми с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи и приобщить к русским традициям.
Задачи:
1. Обучающие: расширить и обогатить представления детей о народных праздниках, учить детей печь кулич, соблюдать последовательность в закладке продуктов для кулича;
2. Развивающие: развивать воображение, любознательность детей, развивать речевую активность детей, развивать мелкую моторику, развивать активность и самостоятельность, развивать творческий и познавательный потенциал ребенка, развивать словарный запас дошкольников,
Публикация «Педагогическое мероприятие с детьми с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Светлая Пасха“» размещена в разделах
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народным традициям, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать бережное отношение к труду людей.
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская.
Активизация словаря: кулич, Светлая Пасха, колокольный звон, Иисус Христос.
Оборудование: стол с символами Пасхи, макет русской печки, продукты для выпекания кулича: мука, сахар, молоко, яйца, сушёный изюм; продукты для опытов на каждого ребёнка, одноразовая посуда, деревянные палочки, йод, пипетки, салфетки,фартуки и чепчики на каждого ребёнка, поделка «пасхальное яичко» из бисера на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу под спокойную мордовскую мелодию и встают полукругом. Группа оформлена в виде мордовской избы. Воспитатель в национальной одежде встречает детей словами:
Воспитатель:
«Здравствуйте, мои дорогие друзья!
- А теперь давайте поздороваемся, на мордовском языке.
«Шумбрачи, вечкевикс оят!»
(дети вместе с воспитателем здороваются на мордовском) («Шумбрачи)
Воспитатель: Я рада всех вас приветствовать у себя в гостях в моей мордовской избе. Давайте с вами познакомимся. Монь лемем (меня зовут) Елена Александровна. (выставляю вперёд руку с открытой ладонью вверх). А теперь вы скажите свои имена.
(дети по очереди кладут свою ладонь друг на друга и называют своё имя).
Надеюсь, наше сегодняшнее знакомство и общение принесёт всем только хорошее настроение.
Дорогие дети, послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.
2. Определение темы занятия.
Воспитатель: Прослушав это стихотворение, вы, наверное, догадались о теме нашего сегодняшнего занятия? (ответы детей)
- Тема нашего занятия – Светлая Пасха. Я выбрала эту тему не случайно. Так как совсем скоро, 24 апреля, все православные будут встречать Светлый праздник Пасхи.
3. Беседа о празднике.
-Что вы знаете об этом празднике? (Ответы детей)
Воспитатель: Пасха – это самый главный праздник всех православных людей. Мордовский народ перенял этот праздник у русских и называется он ИНЕ ЧИ, что в переводе означает «Великий день». В этот светлый день во всех мордовских семьях красят яйца луковой шелухой,пекут ароматные пироги, куличи, варят ароматный напиток, похожий на квас.
Все дети надевают новую красивую одежду, которую им сшили к празднику и идут собирать пасхальные яйца и сладости, заходя в дом, говорят «Христос воскресе!», а хозяева отвечают: «Воистину воскресе!» и дают яички. Есть такая мордовская пасхальная примета : если в дом первая зайдет девочка, то ее сажали на перьевую подушку и давали самое красивое яйцо. Считалось, что в этом году в хозяйстве будут хорошо нестись куры и все домашние животные будут здоровы.
4. Знакомство с символами Светлой Пасхи.
В каждой мордовской избе был красный угол – это почетное место в каждом доме. В праздник Светлой Пасхи в этом углу всегда стоял стол, на котором располагались освещённые в церкви символы Пасхи : крашенные яйца, кулич, Пасха из творога.
У меня тоже есть красный угол. Подойдите пожалуйста и посмотрите, что вы видите здесь. (ответы детей)
5. Экспериментальная деятельность с пищевыми продуктами.
Воспитатель: Дорогие дети, на сегодняшнем занятии я вам предлагаю испечь свой пасхальный кулич. Для начала нам с вами нужно выбрать продукты, из которых будем его делать. В этом нам помогут загадки. Слушаем внимательно.
1) Из меня пекут оладьи,
И ватрушки, и блины.
Чтоб испечь кулич на Пасху,
Ты меня скорей возьми. (мука)
2) От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, но не белило.
Жидкое, но не вода. (молоко)
3) В нём всегда желток таится,
И белок, конечно, есть:
Стоит только потрудиться —
И глазунью можно съесть! (яйцо)
4) Солнце юга он впитал,
В гроздь плоды свои собрал.
Высох, очень сладким стал,
В тесто вкусное попал. (изюм)
5) Они знают своё место,
Заставляют расти тесто. (дрожжи)
Воспитатель: Молодцы дети, все мои загадки отгадали правильно.
Для того, чтобы испечь пасхальный кулич, все продукты должны быть свежими и полезными. Сейчас мы с вами это проверим при помощи экспериментов. Хотите стать моими помощниками? Тогда вам нужно переодеться в фартуки и шапочки. Как вы думаете, для чего? (что бы не испачкаться, чтобы волосы не попали в тесто)
Молодцы! Тогда приступим.
Опыт 1. «Дрожжи дружат с сахаром»
Первое, что нужно сделать, это развести дрожжи, чтобы начался процесс брожения.
Материалы:
пластиковые стакан 0.5 л. по количеству детей
пластиковая ложки
быстрорастворимые дрожжи
сахар
тёплая вода
мука.
Салфетки
Воспитатель: Берём пустой пластиковый стакан, добавляем 1 чайную ложку сухих дрожжей, 2 столовую ложку сахара, 1 столовую ложку просеянной муки и заливаем 100 грамм тёплой воды. Перемешиваем. Накрываем стакан салфеткой и оставляем на 10 минут.
Вывод: Через 10 минут дрожжи начинают взаимодействие с сахаром, на поверхности появляются пузырьки, выделяется углекислый газ. Смесь начинает увеличиваться. Поэтому, когда данную смесь добавляют в тесто, оно тоже увеличивается.
Воспитатель: Мои маленькие помощники, а вы любите молоко? А почему надо обязательно надо пить молоко?
Дети: Молоко полезное.
Воспитатель: На некоторых молочных заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
Воспитатель: В наш кулич нам обязательно нужно добавить молоко, что бы получилось тесто. Я знаю, как проверить полезное молоко или нет.
Опыт № 2
«Полезное молоко»
Материалы:
Тарелка с молоком
Йод
Пипетка
Палочки для размешивания
Салфетки
Воспитатель: У вас на столе лежит крахмал. Предлагаю потрогать его пальцами, какой он на ощупь? (рыхлый, скрипит между пальцами)
Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? Для этого добавим в наше молоко йод. Очень аккуратно, нужно набрать пипеткой каплю йода и капнуть его в молоко и размешать. При соединении йода с крахмалом молоко окрашивается в ярко-синий цвет.
Что случилось с молоком? (ответы детей)
Вывод: Молоко не окрасилось в синий цвет, значит, в нём нет крахмала. Значит, молоко полезное.
Воспитатель: Берём пустую емкость и добавляем в него молоко для нашего теста (кого-нибудь прошу из детей помочь мне)
Воспитатель: Пришло время немного отдохнуть, мои юные помощники.
Физкультминутка
Тесто из муки замесим, (показываем, как месим тесто)
А из теста слепим мы: (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи,
И на Пасху куличи.
Всё мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)
И вкусны, и горячи! (вытягиваем руки вперед)
Воспитатель: Продолжаем! Каким должен быть на вкус наш кулич? А что бы он стал сладким, что нам нужно добавить в тесто?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Совершенно верно! А сахар какой? Давайте рассмотрим.
Дети: белый, кристаллический.
Воспитатель: Верно.
Опыт 3 «Сахар-невидимка».
Воспитатель: Перед вами стоит стакан с охлаждённой кипячённой водой. Попробуйте на вкус эту воду. Вода имеет вкус? Положите одну ложку сахара в него и размешайте. Что вы заметили? (сахар растворился). А теперь попробуйте эту водичку. Какая она теперь? Верно, вода стала сладкой.
Вывод: сахар растворяется в воде.
Воспитатель: Молодцы дети, у вас всё получается. А теперь нам надо растворить наш сахар в молоке. Мне поможет…
Воспитатель: Что кулич был вкусный, в него мы добавим яйца. Кто скажет, из чего состоит яйцо?
Дети: скорлупа, белок и желток.
Воспитатель: У вас на столах в тарелке лежат уже разбитые яйца.
В наш кулич нужны будут не всё яйца, а только желтки.
А как же нам отделить белки от желтков?
(дети высказывают своё мнение)
Воспитатель: А я вам подскажу. Я знаю один способ, как это сделать. Хотите научу?
Дети: Да.
Опыт № 4
«Хитрое яичко»
Материалы:
Разбитое яйцо в тарелке
Пластиковая бутылка 0,5 литра
Воспитатель: Сейчас мы поймаем хитрый желток в нашу бутылку. Как вы думаете, что находится в нашей бутылке? Правильно, бутылка на вид пустая. Но тут есть небольшая хитрость. Аккуратно сдавливая стенки бутылки, выталкиваем из неё воздух. Приставляем горлышко бутылки к желтку яйца и, аккуратно отпуская стенки бутылки, с помощью всасываемого внутрь воздуха, втягиваем желток внутрь бутылки.
Вывод: Когда мы сжимаем бутылку, то выдавливаем часть воздуха. Отпустив бутылку, желток занимает место воздуха и втягивается в бутылку
Воспитатель: Итак, теперь наши хитрые желтки нужно сбить с сахаром, можно венчиком. Соберём их в одну посуду. Мне поможет…. (порошу одного ребёнка мне помочь)
А оставшиеся белки нужно сбить для глазури, которым мы будем украшать наш кулич.
Воспитатель: Осталось замесить тесто. Для этого в нашу смесь молока, сахара, взбитых желтков, и дрожжей, которые в это время поднялись, добавляем наш изюм, который мы очень хорошо промыли,затем будем добавлять муку, которую заранее нужно просеять через сито. Размешиваем все ингридиенты. Получилось вот такое тесто для кулича.
Берём форму для выпекания, смазываем маслом и аккуратно выливаем тесто.
А сейчас послушайте загадку.
Приговорка
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало — не пропало,
Куличом румяным стало.
Воспитатель: Пока наш кулич готовиться, давайте мы немного поиграем. На Пасху все очень любили играть с яйцами.
Игра «Катись яичко»
(Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо)
Ты катись, катись яичко
Быстро, быстро по рукам,
У кого сейчас яичко,
Тот сейчас станцует нам.
(После этих слов, тот ребёнок, у которого оказалось яичко в руках, танцует под русскую народную мелодию)
Воспитатель: Ну, кажется, наш кулич готов. Пора его доставать из печки.
Осталось нам его украсить глазурью и посыпать специальной присыпкой.
(совместно с детьми украшаем кулич)
5. Рефлексия
Воспитатель: Дорогие дети, вам понравилось наше с вами занятие?
Давайте мы это узнаем при помощи игры. На столе перед вами лежат две корзинки с красными и белыми яйцами. Если вам было интересно на занятии, вы выбирайте красное яичко, а если нет, то белое. Подходим по очереди. Итак, приступаем
6. Итог занятия.
Воспитатель: Дети, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали.
Скажите, о каком празднике мы сегодня говорили?
Какие символы Пасхи вы знаете?
Какие опыты мы с вами сегодня провели?
Что нового вы узнали на нашем занятии?
Спасибо вам большое за чудесное проведённое время. А в память о нашем знакомстве я хочу подарить всем вам небольшие пасхальные сувениры, которые я сделала своими руками.
(дарю всем сувениры из бисера)
Всех поздравляю с наступающим Светлой Пасхой.
И говорю всем вам «до свидания» по – русски и «вастомазонок!» по- мордовски.