Людмила Семистенова
Педагогический эксперимент «Социокультурный аспект музыкального воспитания»
▼ Скачать
Семистенова Людмила Викторовна,
ГБОУ СОШ № 4 СП "Детский сад № 1"
г. о. Чапаевск Самарской области
Тема «Социокультурного развития детей в процессе музыкального воспитания» является темой моего самообразования с 2009 года. Данная проблема меня заинтересовала потому, что в настоящее время:
- у современной педагогики существует потребность в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;
Публикация «Педагогический эксперимент „Социокультурный аспект музыкального воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
• доминирует новая парадигма воспитания, в которой особую значимость приобретает усиление социокультурной компоненты;
• состояние отечественного музыкального воспитания требует современного осмысления;
• возникла потребность в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для более целостного социокультурного развития детей.
В течении 2009 – 2011 году в детском саду апробировалась программа музыкального воспитания «Ожидание чуда». Программа «Ожидание чуда» это - педагогическая технология, система музыкальных занятий в детском саду для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, созданная музыкальным руководителем детского сада № 1745 Южного округа Москвы Л. В. Гераскиной.
Программа была рассчитана на весь учебный год. В неё входят занятия различного типа – традиционные, доминантные, тематические, комплексные, выстроенные в систему с учетом возрастных особенностей детей, на сюжетно-игровой основе. Акцент делается не на механическое воспроизведение песни или танца, а на творческое раскрытие характера, заложенного в детях. В основу конспектов музыкальных занятий положены наглядный, словесный, практические методы. Задачи и тематика музыкальных занятий связаны с задачами и тематикой, представленными на других занятиях, которые проводятся с данной возрастной группой. Это необходимо для того, чтобы осуществить целостный подход к изучаемому предмету будь то явление природы, знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и т. д.
Цель настоящей статьи: представить результаты эффективности данной программы.
Апробация данной программы осуществлялась в форме поисково-педагогического эксперимента. Он проводился на СП «Детский сад № 1 ГБОУ СОШ № 4 г. о. Чапаевск Самарской области» В эксперименте приняло участие 60 детей: 20 человек - 4-х-, 20 человек - 5-ти- и 20 человек - 6-тилетнего возраста.
Методологически ориентиром в его проведения послужило теоретическое положение, высказанное Б. Т. Лихачевым о том, что "личность ребенка представляет собой социально-психологическую систему качеств и свойств, существующих как целостность" .
Содержательную основу и целевую направленность эксперимента со-ставили выдвижение и проверка гипотезы о том, что культурному развитию и социализации дошкольников в значительной степени способствует музыкальное воспитание.
В соответствии с обозначенной гипотезой целями эксперимента стали :
• Разработка и проверка эффективности интегративных форм музыкального воспитания;
• Выработка и апробация авторской методики и программы музыкального обучения детей.
Исходя из гипотезы и названных целей педагогического эксперимента, были сформулированы основные задачи по их реализации:
• Выявить формы музыкальных занятий, интегрирующих в себе эле-менты социокультурного развития и художественного воспитания;
• Отработать навыки и приемы художественно-образного проведения занятий;
• Использовать в образовательном процессе дидактический и иллюстративный материал четко выраженной музыкально-эстетической направленности;
• Определить виды занятий, органично сочетающих в себе элементы музыки, ритмики, театрализации и игры, несущие в себе элементы воспитания, художественности, образности в их целостности;
• Выработать и апробировать авторскую методику и программу музыкального обучения и воспитания, которые активизируют социо-культурное и творческое развитие дошкольников.
В процессе осмысления условий проведения эксперимента в качестве основных экспериментальных факторов были выделены факторы, способствующие выявлению художественно-педагогического влияния музыки, раскрытию личностных качеств и творческого потенциала дошкольников, и факторы оптимизации процесса их обучения. Исходя из логики доказательств гипотезы, наш эксперимент относится к типу линейных.
В отличие от параллельного (когда берутся две группы - контрольная и экспериментальная, в линейном эксперименте анализу подвергалась одна и та же группа детей. В начале эксперимента эта группа выступала в качестве контрольной. На этом этапе эксперимента фиксировалось первоначальное состояние: контрольные факторы и другие позитивные ее характеристики.
Затем эта же группа выступала в качестве экспериментальной, когда фиксировалось ее состояние после изменений каких-либо ее характеристик. Экспериментальная группа как наиболее типичная представляла собой минимодель совокупности других учебных групп по своим позитивным и совокупным характеристикам.
Педагогический поиск велся без четко разработанного проекта, на основе стержневой идеи и намеченного общего контура. В этом случае принципиально новые элементы практической деятельности вызревали в процессе обучения игре в детском музыкальном театре.
Эксперимент осуществлялся в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, пения, ритмики, прослушивания музыки, исполнения детских музыкальных спектаклей. В ходе эксперимента выявлялись причинно-следственные связи между прослушиванием и занятиями музыкой, обозначались наиболее существенные из них, выявлялись взаимосвязи между этими факторами.
В качестве ведущих идей эксперимента выступали :
• Построение воспитательно-образовательного процесса, максимально ориентированного на знание индивидуальных особенностей до-школьников;
• Ориентация на построение отношений и деятельности на основе собственных успехов, возможностей саморазвития детей, совершенствования профессионального мастерства педагогов;
• Целенаправленная и целесообразная совместная деятельность детей и педагога, в основе которой лежит диагностика психолого-педагогических особенностей и степени социальной адаптации дошкольников;
• Самокритическое осмысление собственных успехов и недостатков в процессе самореализации и творческого развития;
• Проверка действующих и установление новых взаимосвязей между различными художественно-педагогическими воздействиями музыки и условиями обучения, воспитания и социализации.
В эксперименте использовались два метода исследования: метод наблюдения, который нам дал возможность зафиксировать результаты детей на начало и конец учебного года и метод опроса среди детей, родителей и педагогов детского сада, куда ходили дети. Результаты опроса показали, что:
• У 98% детей занятия музыкой вызывают интерес;
• 85% детей хорошо усваивают музыкальную программу данного возраста;
• 64% детей ведут беседы в детском саду о музыкальных постановках, в которых они сами участвуют;
• 78% детей рассказывают в семье и пытаются изобразить то, что они делают с педагогом;
• У 82% детей развивается творческое начало, дети увлекаются художественным образом;
• 29% детей пытаются научить своих кукол тому, чему их учит педагог, имитируя интонацию и жесты педагога;
• 98% родителей удовлетворены результатами своих детей, а также участием детей в культурно-досуговых программах;
• 100% воспитателей детского сада утверждают, что ребенок стал более общительным, раскрепощенным, лучше стал контактировать со своими ровесниками;
• 72% детей изъявляют желание учиться в новых художественных студиях: хореографической студии, студии гармонического развития, изобразительного искусства;
• 47% детей, по утверждению родителей, после занятий в музыкальной студии стали более общительными, стали активно откликаться на музыкальные произведения, лучше усваивать программу детского сада.
В результате опытно-экспериментального обучения мы пришли к следующим выводам:
• Занятия музыкой активизируют процесс социальной адаптации детей дошкольного возраста;
• Занятия музыкой способствуют расширению общения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей;
• Музыкально-исполнительская деятельность не только облегчает усвоение знаний ребенком, но и создает потребность в них, стимулирует овладение ими, вырабатывает умение или пользоваться;
• В процессе освоения музыкальной программы у ребенка интенсивно развиваются сенсорно-моторные и музыкальные способности (слух, память, чувство метроритма, а также интерес к музыкальной куль-туре (песенной, инструментальной, танцевальной);
• Музыка, как один из важных факторов социализации личности, оказывает влияние на формирование национального самосознания детей и пути их самоутверждения в окружающем социуме.
На основе проведенного эксперимента стало возможным обозначение ключевых факторов и фактов, позитивно влияющих на музыкальное воспитание и социокультурное развитие детей дошкольного возраста.