Светлана Степанова
Педагогический тандем: наставник и молодой воспитатель. Путь к совершенству
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический тандем : наставник и молодой воспитатель. Путь к совершенству
Слайд 1
Одним из основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
Слайд 2
Публикация «Педагогический тандем: наставник и молодой воспитатель, Путь к совершенству» размещена в разделах
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Слайд 3
Цели работы тандема :
• повышение профессионального потенциала наставляемого
• передача личного профессионального опыта наставника
• обучение рациональным приемам и методам работы
Слайд 4
Главные общие задачи работы при возникновении тандема представлены на слайде:
• способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
• развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
• ориентировать наставляемого на творческое использование передового опыта в своей деятельности;
• прививать наставляемому интерес к деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
Слайд 5
В практической части работы по запросу наставляемого мы сформировали для себя несколько направлений, по которым работали в течение года.
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом и иметь своею сложившуюся систему педагогического опыта. Необходимо еще развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами, т. е. перенимать чужой опыт работы и делиться собственными разработками.
Поэтому, принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:
- во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
- во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации наставляемого, получает удовлетворение от работы и общения с ним в профессиональной деятельности;
-в-третьих, выполнение функций наставника может и должно помочь в развитии педагогического опыта наставляемого, повышении его педагогической квалификации, а также способствует росту доверия к нему в коллективе;
-в-четвертых, поскольку наставничество носит субъектный характер, педагог-наставник может не только делиться собственным опытом с наставляемым, но также и учиться у него, расширяя свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и др. Особенностью нашего взаимодействия с наставляемой является, в том числе, реверсивное взаимодействие.
Слайд 6
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Слайд 7
Система работы с молодыми специалистами в нашем ДОУ включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности.
Слайд 8,9
Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.
Слайд 10,11
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения. На этом этапе необходимо определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. Слайд 12
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель – развитие навыков сопровождения в педагогическом сотрудничестве
Инструкция
Два человека встают друг за другом. Впередистоящий закрывает глаза, его напарник кладет ему руки на пояс и по команде ведущего начинает его водить по комнате.
Обсуждение
Как себя чувствовал впередистоящий человек? Кем он должен быть в паре «наставник- молодой педагог»?
Должен ли наставник постоянно направлять молодого педагога?
Вывод
В педагогическом дуэте «наставник – молодой педагог» в роли поводыря должен быть, конечно, наставник, но это необходимо делать осторожно, чтобы не погубить инициативу и самостоятельность молодого педагога.
Как для наставляемой считаю огромным плюсом в начале моей карьеры педагога стало то, что моим наставником стала Лариса Николаевна. Это была программа наставничества, в которой мне готовы были помочь, и помогают на всем протяжении включения в профессию. Решение вопросов проходит без назиданий и авторитаризма, все проблемы мы решаются сообща в ходе беседы.
Педагог имеет большой объем работы, но я знаю, что мой наставник всегда мне поможет в возникающих вопросах, и мы совместно решим различные сложности.
Упражнение «Рисование спиной к спине»
Цель – развитие умения активно слушать
Инструкция
Два человека садятся спиной друг к другу, одному из них (наставнику) дается изображение чего – либо, что достаточно просто нарисовать (цветок, машина, дом и др., а другому даётся бумага и ручка. Человек, который видит изображение описывает своему партнеру его, при этом не называя предмета, который нужно нарисовать. Можно описать форму, размер, цвет, текстуру и т. д. Молодой педагог имеет право задать только один вопрос. Когда всё будет готово, нужно сравнить с оригиналом.
Обсуждение
Трудно ли было общаться спиной друг к другу?
Понятно ли объяснил наставник, что нужно было нарисовать?
Вывод
В наставничестве очень важно активно слушать друг друга и уметь задать правильный вопрос.
В педагогическом тандеме «наставник – молодой педагог» очень важно осознать роль каждого из них. Это процесс обоюдный, ведущий к мастерству и наставника, и молодого педагога.
Как сказал китайский философ Конфуций «Учитель и ученик растут вместе»
Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми педагогами позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.