Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы (2 фото)

Маргарита Бирюкова
Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы
▼ Скачать +Заказ

Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в до-школьной педагогике, которое в последнее время стало одним из приори-тетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы» размещена в разделах

Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни, а также позитивное отношение к себе и другим людям.

Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:

оздоровительные:

– охранять и укреплять здоровье детей;

– учить их правильно взаимодействовать с природой;

– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

образовательные:

– формировать и развивать элементарные экологические знания;

– систематизировать знания о живой и неживой природе;

– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного ком-плекса;

– формировать умение решать экологические задачи;

– развивать воображение.

воспитательные:

– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;

– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;

– формировать представление об экологических проблемах своего края;

– формировать представление о себе, как жителе Земли.

развивающие:

– развитие трудовых умений и навыков;

– развитие эстетических представлений.

Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в себя:

создание экологической развивающей среды в ДОУ;

экологическое просвещение родителей;

экологизация различных видов деятельности дошкольников.

Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:

• познавательно-развлекательное;

• практическое;

• исследовательское;

• природоохранное.

Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:

- познавательного развития ребенка;

- эколого-эстетического развития;

- оздоровления;

- формирования нравственных качеств;

- формирования экологически-грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности.

- экологического просвещения родителей

Формы работы по экологическому воспитанию:

НОД;

игра;

прогулки;

наблюдения;

опыты и эксперименты;

чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п. ;

практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);

практическая работа и поисковая деятельность;

экскурсии;

проектная деятельность;

изобразительная деятельность с отображением природы;

развлечения, вечера досугов;

театрализация (экологические сказки и т. д.);

выставки (детское творчество).

Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя три блока.

1 блок – работа с детьми.

Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.

В нашей группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям детей от ясельной до подготовительной групп. В этом уголках дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают листья.

В соответствии с санитарными правилами и нормами, не допускающими размещение в детском саду аквариумов, животных и птиц, вместо представителей животного мира в качестве наглядного материала в групповой комнате представлены пластмассовые и резиновые фигурки животных, которые дошкольники могу брать в руки без причинения вреда своему здоровью.

В доступном для детей месте в уголке природы размещены детские книги о природе, обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и фауны, а в старшей и подготовительной группах – гербарии, коллекции камней, семян.

В уголке природы на подоконниках расположились миниогороды. Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течении лета дети имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.

Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.

Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними, а также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли. В осенний период на участке дети собирают листья рябины, клена, дуба, каштана, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий, который оказывает большую помощью в распознавании пород деревьев.

С наступлением холодов дошкольники совместно с воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.

В нашем детском саду в образовательной деятельности по экологическому воспитанию регулярно используется художественная литература о животных и растениях, которая расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Чтение этих произведений сопровождается просмотром иллюстраций, которые помогают детям лучше понять и представить то, о чем повествуется в рассказе, сказке, стихотворении. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после прочтения воспитателем художественной литературы, проведенных на участке и в уголке природы наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят воспитателей ответить на волнующие вопросы. Все это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во время наблюдений и труда.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В ознакомлении с природой особое место в нашем детском саду занимают соответствующие возрасту дидактические игры, такие как «Пищевые цепочки водоема», «С чем нельзя в лес ходить?» и другие. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения, ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.

Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия учат дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, побуждают к нравственно-эстетическим переживаниям, развивают воображение, формируют навыки, помогающие передавать в работах свое видение красоты природы.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет работают экологический кружок «Лесовичок», который с большим интересом посещают дошкольники.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием при-родных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

2 блок – работа с родителями.

Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.

Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача –воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские собрания, экологические праздники.

Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:

1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из природного материала);

2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

3) «Чистое утро» (уборка территории).

Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить себя, сформировать положительное отношение к природе.

3 блок – работа с социальным окружением.

Задачи: расширение кругозора дошкольников; обогащение представления детей о разнообразии природного мира; развитие любознательности; формировать представление об экологических проблемах своего края; учить детей правильно взаимодействовать с природой.

Дошкольники старших и подготовительных групп нашего детского сада совместно своспитателями регулярно посещают краеведческий музей, благодаря этим экскурсиям дети расширяют представления о флоре и фауне нашего края, рассматривают животных и растения, занесенных в Красную книгу Тамбова. Такие посещения краеведческого музея развивают интерес к природе, формируют положительное отношение к ней, желание заботиться и оберегать ее, заставляют задуматься о том, какой вред окружающей среде может причинить человек своими необдуманными поступками.

Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:

• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы
Фото №1 Доклад по теме Экологическое

Публикации по теме:

Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую.

Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому.

Инновационные формы работы с родителями в ДОО: цели и задачи 1 слайд Инновационные формы работы с родителями в ДОО Роза Симонова 2 слайд Цель: разнообразить подходы к организации взаимодействия ДОО.

Музейная педагогика в детском саду: цели, задачи, методы работы Актуальность. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Основные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Таким благоговейным, любовно - бережным отношением к отчему краю отличались и наши предки, с глубоким чувством называвшие свою Родину «светло.

Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок.

Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели и направления работы Выступление на районном семинаре. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 11:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Бирюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД