Ольга Метелёва
Педагогический совет «Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для педагогического коллектива детского сада.
Задачи:
1. На основе анализа психолого- методической литературы рассмотреть труд
воспитателя как трехмерное взаимосвязанное пространство.
2. Определить факторы, влияющие на успешность работы воспитателя.
3. Приобщить воспитателей к самоанализу и самодиагностике.
Оборудование: ноутбук, проектор, э
кран, нарисованное дерево, разноцветные
Публикация «Педагогический совет „Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности“» размещена в разделах
листочки, бумага для работы, тесты, музыка
.
Ход педсовета:
1. Введение в тему педсовета Метелева О. А.
Добрый день, уважаемые коллеги!
1. Упражнение «Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть
листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь
нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
2. В современном обществе проблемы образования становятся приоритетными и
от их решения зависят перспективы развития общества и личности.
Цель национального проекта «Образование», объявленного Президентом России – это
достижение нового, более высокого качества образования, путем внедрения
инновационных образовательных программ, повышения уровня профессиональной
компетенции педагога. Время требует от нас мобильности, инициативы, желания
учиться.
Современная педагогика провозглашает своей целью развитие личности
обучающегося, и поскольку воспитать личность может только другая личность, то
огромное значение приобретает развитие личности педагога.
Сейчас мы с вами создадим идеального педагога : какими качествами, на ваш взгляд должен обладать педагог?
С философской точки зрения личность – это устойчивая система
социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного
общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании
«социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности
педагога в ДОУ, надо в первую очередь определить, что это за социально
значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность
воспитателя, это интеллект педагога, общая культура, уровень профессиональной
подготовки, особенности его характера и темперамента, присущие данной
личности нравственные ценности.
Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главным «индикатором» нашей деятельности. И задача этого педсовета не оценить того или иного педагога, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учителя и воспитатели работали успешно и качественно.
Ключевой фразой в теме педсовета является словосочетание «Культура
педагога». Воспиатель будет только тогда успешен в профессии, когда будет обладать
высокой педагогической культурой. Что такое педагогическая культура?
П е д а г о г и ч е с к а я к у л ь т у р а – это некоторая совокупность
ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и
практически реализуются в образовательных процессах.
П о к а з а т е л и п е д а г о г и ч е с к о й
к у л ь т у р ы:
– состояние и качество образования;
– уровень образованности в обществе;
– культура организации образования в конкретном детском саду;
– мастерство отдельного педагога.
1. Самообразование
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» писал В. М. Лизинский.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством,
которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится
умение учиться.
Образование педагогов и повышение квалификации - это одно из важнейших
условий для повышения качества образования.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов
деятельности :
• чтение периодических изданий;
•Знакомство с педагогической и методической литературой;
•Регулярное использование информации из Интернета;
•Посещение семинаров, педсоветов, конференций, занятий коллег;
•Систематическое повышение квалификации;
•Изучение современных психологических и педагогических методик;
•Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта;
•Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.
Самообразование:- осуществляется добровольно, сознательно;
-планируется, управляется и контролируется самим человеком;
-необходимо для совершенствования, каких либо качеств и навыков.
Значение самообразования для профессиональной компетентности воспитателя:
•Повышение качества воспитательно – образовательного процесса;
•Готовность к педагогическому творчеству;
•Профессиональный и карьерный рост;
•Создание имиджа современного педагога;
•Соответствие педагога требованиям общества и государства.
Самообразование, самостоятельное чтение литературы, служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации
2. Способность к самоанализу
Каждый педагог, безусловно, всегда размышляет по поводу того, что он
делает. Эти размышления можно разделить на 2 вида:
1)Размышления, претворённые в действие (т. е. придумал и сделал);
2)Размышление по поводу совершённых действий (т. е. анализ совершённого).
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Вот сейчас вы в группах поработаете, займётесь самоанализом и выявите
проблемы, которые мешают вам в вашем педагогическом самосовершенствовании.
Задание: Определите и запишите на листе бумаги 2 важнейшие проблемы,
связанные с профессиональной деятельностью.
Х а р а к т е р н ы е ч е р т ы э т о г о э т а п а:
- низкий материальный уровень;
– высокая нагрузка;
– ситуация не соответствует подготовке в вузе (недостаток опыта и знаний);
– желание самоутвердиться;
– сложный период приспособления к нормам и принципам ДОУ;
– большая часть сил и времени уходит на подготовку к занятиям;
– перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного.
Г л а в н ы е в о п р о с ы:
– Как добиться взаимопонимания с родителями?
– Как завоевать авторитет в глазах детей?
– Что значит найти свое место в педагогическом коллективе?
– Как вести себя в каждом конкретном случае?
Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать.
Ф. М. Достоевский
2. Доклад: «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»
Инструктор по физ. культуре Марияди Л. В.
Виды карьеры:
стабильная, спиральная, кратковременная, платообразная, нисходящая. Рассмотрим
их особенности с учётом специфики педагогической профессии.
1. Линейнаяпедагогическая карьера характерна для человека, который с самого начала трудовой деятельности на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице ( например: учитель, руководитель школьного методического объединения, замдиректора школы по учебно - воспитательной работе, директор школы, заместитель руководителя муниципального отдела образования).
2. Стабильная карьера обычно отличает педагога, который в своей деятельности ориентирован не на должностной рост, а исключительно на совершенствование профессионального мастерства. Обычно такие люди в Молодости «сразу и навсегда» выбирают педагогическую специальность и до конца трудовой жизни остаются в ней. Карьерный рост в этом случае отмечается не «ступеньками иерархической лестницы», а овладением новыми педагогическими технологиями, способами и средствами педагогической деятельности, увеличением качества педагогического процесса и его результатов.
3. Спиральная карьера характерна для педагогов, которые с энтузиазмом работают 5 -7 лет, добиваясь определённого карьерного роста, а потом теряют интерес к работе, переходят на другую педагогическую специальность или в другое ДОУ, где вновь несколько лет работают увлечённо, а затем опять меняют специализацию или место работы.
4. Кратковременная карьера – это карьера случайных достижений. Педагог,
карьера которого складывается по этому типу, часто меняет работу, не прилагает
особых усилий для овладения профессиональным мастерством, не проявляет
заинтересованности в результате педагогического труда. Случайно он достигает
временных или незначительных повышений в должности, зачастую именно ради
них переходя на новое место. Как правило, это не очень квалифицированный
специалист и недисциплинированный работник.
5. Платообразная профессиональная карьера получила название от
слова «плато» – возвышенная равнина в горах. При такой карьере педагог какое -то
время «растёт» в должности и профессиональном мастерстве, а затем его рост
останавливается. При этом он может прекрасно справляется со своими
обязанностями, поддерживать свою квалификацию на уровне требований времени,
пользоваться уважением коллег, иметь репутацию серьёзного профессионала, но
карьерного продвижения больше не происходит. В этом случае специалист либо
достиг предела своих профессионально - карьерных возможностей, либо считает
дальнейшее продвижение по должностной лестнице для себя нежелательным,
необязательным.
6. Нисходящая карьера часто свидетельствует о серьёзных проблемах в
жизни педагога (болезнь, злоупотребление алкоголем, глубокое разочарование в
профессии, плохие отношения в семье, с коллегами или руководством и др.). При
такой карьере у человека, ранее вполне успешного в педагогической профессии,
снижается работоспособность, теряется квалификация. Возможен также вариант,
когда специалист, длительное время не развиваясь в профессионально - личностном
плане, отстаёт от требований времени настолько, что его прежние методические
наработки оказываются невостребованными, а наверстать упущенное оказывается
очень сложно. В результате он постепенно возвращается на нижние ступени
должностной иерархии, которые занимал раньше, теряет репутацию
профессионала, а также былой авторитет среди коллег, родителей и воспитанников.
Однако, профессия оказывает и негативное влияние на личность. Со
временем вырабатываются профессиональные стереотипы мышления и поведения,
формируются устоявшиеся способы профессиональной деятельности, круг
профессионально значимых интересов сужается, ограничиваясь решением текущих
задач. Нередко это приводит личность к профессиональной деформации (от лат.
deforma – искажаю) – деструктивным (разрушающим) изменениям личности,
которые возникают в процессе профессиональной деятельности и осложняют
взаимодействие педагога с окружающими людьми, в том числе –с воспитанниками и
другими членами педагогического коллектива.
Перечислим некоторые из профессиональных деформаций личности педагога :
- авторитарность;
– стремление централизации всего учебно - воспитательного процесса, стремление всегда доминировать в общении, консерватизм, догматизм;
- эмоциональная индифферентность
– «чёрствость», безразличие к детям;
- поведенческий трансфер (от лат transfero – переношу, перемещаю)
– проявление у педагога признаков ролевого поведения, характерной для воспитанников
(к сожалению, это могут быть не только заимствованные у детей слова и
интонации, но и модели «детского» и «подросткового» поведения в тех ситуациях,
когда педагогу необходимо проявить «взрослые» качества: ответственность,
рассудительность и т. д.);
- самоуверенность, прямолинейность, низкая критичность мышления,
отсутствие коммуникативной гибкости; эти профессиональные деформации чаще
всего развиваются у успешных педагогов, которые в общении с детьми привыкли к
ощущению собственной правоты и значимости;
-ориентация на социальное одобрение (для педагога становится важен не сам
результат профессиональной деятельности, а то, как его оценят окружающие; в
практике это приводит утрате адекватности требований к воспитанникам, к
фальсификации результатов, к стремлению постоянно участвовать в различных
конкурсах, мероприятиях и пренебрежению рутинной работой).
Педагогическая культура воспитателя, является важным элементом его
профессиональной деятельности. Она требует постоянного совершенствования в
целях соответствия всем задачам профессионального обучения и воспитания. При
этом важно, чтобы педагог уделял достаточное внимание состоянию
педагогической техники и принимал необходимые меры по ее развитию и
совершенствованию в процессе своей профессиональной деятельности. Этому во
многом способствует знание и соблюдение требований педагогической этики.
Педагогическую этику профессиональной деятельности в самом общем плане
можно определить как сложную систему моральных связей и отношений,
нравственно - педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из
специфики профессиональной деятельности и определяют морально -педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в
области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно - воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно - педагогические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных
действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий
уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные
задачи.
Имидж (от англ. imag – образ, вид) :
1) внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное
впечатление, мнение, отношение других;
2) совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой,
предрассудками, традицией и т. д. объекту, с целью вызвать определенные реакции
по отношению к нему.
И м и д ж – некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода
самопрезентации для других. (И. Нефедова, Е. Власов.)
И м и д ж – облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно
действующие личностно - деловые характеристики. (В. М. Шепель.)
Я д р о и м и д ж а
– личностные качества:
– природные;
– профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).
Имидж педагога имеет прямое отношение к профессиональной
компетентности личности.
Точки опоры имиджа:
1. Одежда;
2. Походка, жесты, позы;
3. Мимика, взгляд, визуальный контакт;
4. Прическа, макияж;
5. Манера общаться (умение удерживать внимание собеседника).
Визуальная привлекательность
– первостепенная составляющая имиджа педагога.
Весь его облик должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь
значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильный макияж, и
модная стрижка или укладка.
Итог педсовета :
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение
– это основные условия для формирования авторитета педагога.
Критерии творчества педагога :
•Потребность в непрерывном повышении профессионального мастерства.
•Использование средств ИКТ в образовательном процессе.
•Овладение новыми педагогическими технологиями и их творческое
применение.
•Потребность в исследовательском поиске.
•Переход на новое качество педагогического общения.
•Участие в коллективном творческом поиске педагогов единомышленников.
•Внутренняя необходимость обобщения и распространения опыта своей
инновационной деятельности.
•Непрерывное проявление творческого потенциала.
Помните, что педагог – это : Свеча, которая светит другим, сгорая сама;
•Человек, который может сделать трудные вещи легкими;
•Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
3. Деловая игра – тренинг для педагогов «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ» Метелева О. А.
Рефлексия
Ассоциативные метафорические карты.
Спасибо!
4. Разное (организация работы на).
П р о е к т р е ш е н и я педсовета :
• Информацию педсовета, проведенного в виде семинара - практикума, принять к сведению.
• Предложения об изменениях и дополнениях относительно обобщенного
образа идеала педагога общеобразовательного учреждения учесть при разработке
новой образовательной программы.