Алиме Есенакаева
Педагогический совет «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: повышение теоретического и прaктичeского уровня знаний пeдaгогов о роли теaтрализовaнной дeятельности в рaзвитии рeчи дошкольников.
Зaдaчи:
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности.
Публикация «Педагогический совет „Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ посредством театрализованной деятельности.
4. Активизировать деятельность педагогов.
План проведения педсовета:
1. Актуальность темы педсовета «Значение театрализованной деятельности в развитии речевых навыков детей».
2. Результаты тематического контроля
Тема: "Условия организации театрализованной деятельности в детском саду " (заведующая)
3. Мастер-класс «Составление сказки по ТРИЗ технологии»
4. Театрализованные игры на музыкальных занятиях
5. Подведение итогов.
6. Принятие решения Педсовета.
Подготовка:
1. Тематический контроль «Условия организации театрализованной деятельности в детском саду».
2. «Режиссерские игры и игры драматизации и их классификация»; «Исправление речевых нарушений посредством театрализованной деятельности»; «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности»; «Как организовать театрализованную среду»; «Содержание занятий в театрализованной
деятельности».
3. Семинар-практикум «Практические рекомендации и обучение воспитателей по использованию этюдов и упражнений как приёмов создания выразительных образов героев детьми.
4. Пед. час «Теоретические основы развития театрализованной деятельности».
5. Проведение открытых мероприятий «Неделя театра».
6. Мастер-класс «Изготовление кукол-марионеток».
7. Самостоятельное изучение литературы по теме «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками» .
Ход педагогического совета
1 часть (теоретическая).
1. Выступление воспитателя «Значение театрализованной деятельности в развитии речевых навыков детей».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность соб
ытий, их развитие и причинную обусловленность.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Заучивая с детьми тексты для постановок, необходимо обращать внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.
Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
• Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
• Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
• Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
• Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
• В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
2. Результаты тематического контроля.
СПРАВКА
по итогам тематической проверки
по теме «Условия организации театрализованной деятельности в детском саду»
2. Часть (практическая).
I. Деловая игра «Театральный багаж знаний»
А сейчас, предлагаю вам поиграть. Как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.
1 Задание- «Разминка».
1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю.
ОТВЕТ: («игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям)
2. На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?
ОТВЕТ:(режиссёрские игры и игры-драматизации).
3. Какие виды театров относятся к режиссёрским играм?
ОТВЕТ://К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:
- плоскостной,
- теневой,
- настольный,
- театр на фланелеграфе. //
4. На чём основаны игры – драматизации?
ОТВЕТ: Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.
5. Каким образом театрализованная деятельность связана с развитием речи?
(Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Дети как в процессе театрализованной деятельности, вовлекаются в реальное и ролевое общение. Происходит плавное дозированное и вместе с тем стремительное накопление речевого, коммуникативного опыта).
6. Назовите формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками?
(совместная деятельность во время НОД и в режимные моменты; самостоятельная деятельность самих детей; театрализованная деятельность на праздниках; посещение театра, музея кукол).
Задание 2 - «Угадай …»
Покажите пословицу жестами, пантомимой, а другая команда попробует её отгадать.
Конь о четырёх ногах – и то спотыкается. Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.
Задание 3 - «Педагогические ситуации».
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.
1 Команда- Воспитатель с детьми решили инсценировать сказку «Три поросенка», распределили роли, роль волка воспитатель предложила отдать робкому и застенчивому ребенку. Как вы думаете, зачем воспитатель отдала роль этому ребенку? Задание: предложите несколько вариантов как помочь ребенку хорошо исполнить роль волка.
2 Команда – В самостоятельной деятельности дети разыгрывают сюжет сказки «Колобок», педагог замечает, что мальчик пытается добавить в сказку нового героя «Петушка», остальные дети объясняют ему, что этого героя в сказке нет и дети начинают конфликтовать. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Предложите несколько вариантов ответа.
Задание 4 Кроссворд
По горизонтали:
1. Театральное движение мышц лица.
2. Перерыв между частями спектакля.
3. Театральное помещение вне зала.
По вертикали:
1. Речь обращенная к самому себе.
2. Главный постановщик театра.
3. Театральные декорации по бокам сцены.
Задание 5 «Черный ящик» //задание для двух команд//
Внимание! Вопрос!
«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала:- Какая прелесть!
Баба яга посмотрела и сказала:- Какое страшилище!
Колобок посмотрел и сказал:- Я себе такое же куплю, только круглое.
Этот предмет находится в черном ящике. Что это?
Ответ: зеркало
Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой,
но творческой работе.
5. Решение педсовета:
1. Продолжать работу по развитию речевой активности через театрализованную
деятельность детей, организовывать театральные игры в различных видах деятельности.
2. Продолжать создавать в детском саду условия для развития театральной деятельности. Пополнять театрализованные уголки разнообразными видами театра в группах, дидактическими играми.
3. Активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению, шире использовать нетрадиционные формы работы. Обогащать родительские уголки по теме «Театрализовано-игровая деятельность дошкольников».
4. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности осуществлять систематически в разнообразных формах работы: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа.
5. Ежегодно проводить неделю театра.
Ссылка на источники:
1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. М., 2007.
2. Денякина, Л. М. Технология управления образовательным учреждением / Л. М. Денякина. М., 2004.
3. Дик, Н. Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении / Н. Ф. Дик. М. : Феникс, 2006.
4. Нуждина, Н. И. Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов // Управление ДОУ. 2006. № 6.
5. Лебедева, С. С. ,. Маневцева, Л. М. Управление инновационным образовательным учреждением в условиях социального партнёрства / С. С.
Лебедева, Л. М. Маневцева. СПб. : Детство-Пресс, 2005.