Ирина Сапраненко
Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
Цели: провести системный анализ педагогической деятельности по моделированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОО и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Повестка дня:
Выполнение решений предыдущего педсовета.
Вступительное слово заведующего
Актуальность. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.
Публикация «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» размещена в разделах
Итоги тематического контроля и самоанализа «Состояние предметно- развивающей среды в группах ДОО».
Работа по командам: педагогическая викторина. Создание проблемной ситуации.
- И так 1 станция «Теоретическая»
- Зачем нужна предметно - развивающая среда дошкольнику? /слайд
Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
Любая деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения.
Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
- Зачем нужна предметно – развивающая среда воспитателю?/слайд
Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом :
• 1 хлопок — здороваемся как мужчины;
• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;
• 3 хлопка — здороваемся как женщины.
- Ну а теперь, после того как мы с вами немного размялись и сконцентрировали свое внимание я предлагаю вам отправиться в путешествие на необычном поезде. Этот поезд поможет нам собрать «Багаж знаний» и перевезти его в нашу повседневную жизнь.
-Начинаем наше путешествие, садимся в свой поезд знаний. Для того чтобы поезд наш отправился в путь нам нужно его разогнать.
Разгоняем поезд (хлопаем сначала тихо, постепенно все громче).
- Мы с вами продолжаем наше путешествие и вновь садимся в свой поезд знаний. Для того, что бы он поехал нам опять нужно его разогнать.
- И так станция «Игровая» (разбиваемся на 2 команды)
Первое задание «Разминка»
Закончить утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
1) «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»?
Ответ: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
2) Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность ___ и совместной деятельности детей и взрослых, ___ активности детей, а также возможности для уединения.
Ответ: Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3) От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
Ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.
4) Почему, среда называется развивающей?
Ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
5) О каком центре развития идет речь : удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития».)
6) О каком центре развития идет речь : воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО».)
7) Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (Игровая деятельность.)
8) Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (Предмет-заместитель.)
9) Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это?
Ответ: внутреннее оформление помещений.
10) Перечислите элементы, относящиеся к макросреде… (Фойе, студии и музеи ДОУ, участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород и т. д.)
Игра «Вопрос-ответ» :
1. На сколько и на какие зоны целесообразно разбивать пространство группы?
(активная зона, рабочая зона и спокойная зона).
2). Что относится к продуктивным видам детской деятельности?
(конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.)
3). В какой зоне располагается центр или уголок сюжетно-ролевых игр?
(активная зона).
4). Какие уголки можно расположить в спокойной зоне?
(книжный уголок, релаксации, мини-музеи).
5). Назовите типы материала для познавательно-исследовательской деятельности детей? (объекты и средства для исследования, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал).
Ведущий: А сейчас я предлагаю воспитателям поиграть в игру «Дизайнер».
Игра «Дизайнер» :
Педагоги разбиваются на 2 команды. У каждой команды подготовлены материалы для изготовления мини-макета группы. Лист бумаги – это пространство группы. Задача педагогов каждой команды изготовить с помощью бумаги, клея, пластилина и представить мини-макет развивающей среды в группе определенного возраста (1 команда – младшая группа, 2 команда старшая группа) в соответствии с требованиями ФГОС. После выполнения макеты презентуются, рассматриваются и обсуждаются.
Задание «Педагогические ситуации»
Ситуация 1
Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются с возрастом. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста продолжают играть, как более младшие в группе. Чем можно объяснить такое явление? И как действовать воспитателю?
Ситуация 2
В группе детского сада ежедневно большое количество детей (35-40 человек). Это не позволяет уделять достаточно внимания каждому ребенку, как во время образовательной деятельности, так и в другое время, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Как быть? Предложите пути решения.
Ситуация 3
Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) с большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.
– Что ты хочешь построить? – спросил педагог.
– Что…что получится,– ответил Вова.
– Как?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков.
Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.
– Нет, я лучше ракету построю…
Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.
Воспитатель говорит: «Попробуй еще раз». Снова неудача.
Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?
Сегодня в ходе викторины мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность ребенка: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. И педагог в первую очередь, должен всегда настраивать себя на позитив и успех.
Желаю всем творческих успехов.