коваленко галина викторовна
Педагогический совет «Игровое пространство группы как здоровьесберегающая среда»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ГРУППЫ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА»
«Единственная красота,
которую я знаю – это здоровье»
Генрих Гейне
В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает.
Это свидетельствует о том, что необходима специальная работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ведущим фактором здоровья ребенка, его социально-психологическая адаптация во многом определяется средой, в которой он живет.
Публикация «Педагогический совет „Игровое пространство группы как здоровьесберегающая среда“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта, создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Здоровьесберегающая среда — это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении.
Основные составляющие этой системы:
• организация рационального двигательного режима воспитанников;
• непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений;
• организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
• создание благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
- коррекционные (артикуляционная гимнастика; логоритмика; психогимнастика).
- специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои занятия я стараюсь строить, ставя перед собой и воспитанниками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? А самое главное придерживась основного правила: «Не навреди». Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарно медицинской,психологической самопомощи. Что такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающие технологии – это :
1. Условия пребывания ребенка в ДОУ (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. Рациональная организация воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. Соответствие воспитательной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
5. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Обобщая, можно сказать, что здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников.
В свои занятия я включаю элементы личностно-ориентированного обучения: Вхождение в рабочий день. Для ускорения вхождения ребёнка в воспитательный процесс, я учу детей чаще улыбаться. Каждый день после выполнения зарядки я предлагаю детям посмотреть направо и налево, и улыбнуться друг другу и поаплодировать друг другу. Ребятам это очень нравится.
У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на зарядке. Всем говорю я: «Доброе утро, ребята!». Ребята отвечают: «Доброе утро, Галина Викторовна!» Каждое утро зарядка проходит под музыку. Заканчиваем зарядку речевкой, например: «По утрам зарядку делай. Будешь сильным, будешь смелым!» или «Чтоб здоровым оставаться. Зарядкой надо заниматься. На зарядку становись. С утра зарядкой зарядись» и т. д. Периодически речевки меняются.
На занятиях я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои возможности и способности. Для этого применяю различные приемы.
1) Создание у ребенка субъективного переживания успеха: – снятие страха («Ничего страшного»); – авансирование («У тебя получится»); – внушение («Приступай же»); – высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»); – усиление мотива («Нам это нужно для…»).
2) Создание возможности почувствовать свою состоятельность: – ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь; – формирование веры в успех; – отметка достижений; – концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.
На занятиях использую технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии.
1. Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Воспитатели и медики детского сада расскажут, что цель дыхательной гимнастики в детском саду – это правильно научить детей дышать, ведь по статистике, 9 из 10 малышей этого делать не умеют.
При правильном дыхании весь организм обогащается кислородом, ведь из легких освобождается весь «испорченный» воздух. Если ребенок правильно дышит, то это поможет ему легче справляться с различными заболеваниями: простуда, воспаление легких, астма и др. Также ребенок будет всегда в отличном настроении, не будет жаловаться на головные боли.
Дыхательную гимнастику в детском саду лучше проводить в игровой форме. Так дети быстрее научаться правильному дыханию и им будет намного интереснее дудеть, как паровозик или гагатать, как гусята.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики в детском саду, разработанный по методике Воробьевой М. (каждое упражнение делается по 3 раза) :
Лягушонок
Воспитатель: Ребята, покажите, как надувает щечки лягушонок?
Дети: Дети плавно делают вдох, надувают щечки, и плавно, бесшумно выдыхают.
Паровозик
Воспитатель: Ребята, а как ездит паровозик?
Дети: Дети плавно делают вдох, начинают бежать друг за другом, и протяжно, говорят: «Ту-ту». При этом руки согнуты в локтях.
Гусенок
Воспитатель: Ребята, покажите, как разговаривает гусенок? Дети: Дети плавно делают вдох, становятся на носочки и поднимают руки вверх (как бы крылышки подняли). На выдохе опускают ручки и говорят: «Га-га-га».
Цапля
Воспитатель: Ребята, покажите, как стоит цапля?
Дети: Дети плавно делают вдох, одну ногу сгибают в колене и приподнимают. Стоят прямо несколько секунд, руки расставлены в стороны. На выдохе опускают ручки и ножку и т. д.
2. Пальчиковая гимнастика.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.
Дом
№п. п Стихотворение Содержание
1 На опушке дом стоит, (Сложить ладони «домиком над головой)
2 На дверях замок висит, (Сомкнуть ладони в «замок»)
3 За дверями стоит стол, (Накрыть правой ладонью кулачок левой руки)
4 Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопырить)
5 «Тук-тук-тук!» -дверь открой. (Постучать кулачком по ладони)
6 «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх)
3. Игровой самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.
Массаж лица «Летели утки»
Слова
Действие
Летели утки
Над лесной опушкой. Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз
Задели ели
Самую макушку. Так же легко провести 6 раз по щекам
И долго елка
Ветками качала. Указательными пальцами массировать крылья носа
А не начать ли нам массаж сначала? Повторить
4. Зрительная гимнастика
На занятиях необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения:
1. Вертикальные движения глаз «вверх – вниз»;
2. Горизонтальные «вправо – влево»;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против неё;
4. Закрыть глаза и представить по очереди все цвета радуги как можно отчетливее.
5. мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной линии.
Зрительная гимнастика в стихах:
Буратино потянулся, Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.
Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево.
Коррекционные технологии:
1. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Упражнение «Улыбка».
Слова Методические рекомендации.
Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
Растягиваем губки,
За ними прячем зубки.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.
2. Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, действиями и музыкой.
Слова Действия
Стало хмуро за окном, (Повороты корпуса, руки на поясе)
Дождик просится к нам в дом (Движения кистями, изображая дождик)
В доме сухо, а снаружи (Соединить руки над головой в виде крыши)
Появились всюду лужи (Ритмично шагать)
Листья в воздухе кружатся, (Дети кружатся)
Тихо на траву ложатся. (Опускают руки и приседают)
Сбрасывает листья сад (Потряхивают кистями)
Это просто листопад (Приседают, берут листья и подбрасывают их вверх
-делают фейерверк)
3. Психогимнастика (мимика и пантомимика).
Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.
Психогимнастика помогает детям: адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить; разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других; научиться демонстрировать и понимать эмоции; избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей; развить воображение и творческое мышление; научиться контролировать свои движения.
«Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица.
1. Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».
2. Ребенок держит в руках мягкую игрушку, прижимает ее к груди и говорит ей ласковые слова, например: «Какая красивая у тебя шапочка; какой забавный носик и т. д.». Игрушка передается следующему ребенку.
4. Релаксация - направлена на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием использую и нестандартное, которое стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции, является дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями. Бесполезные, на первый взгляд, предметы необычных форм и материалов (пластиковые крышки от бутылочек, пластиковые бутылочки, а так же всевозможные упаковки, пособия из бумаги (рыбки, листики, цветы и т. д., бобины из-под скотча и туалетной бумаги т. д.) обрели вторую жизнь и превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик, во всевозможные дорожки для ног и атрибуты для спортивных игр и упражнений (дорожки здоровья; большие кубики; осьминожек; гусенички, рыбки и т. д.).
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо :
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
• Оздоровительная гимнастика.
• Игры – релаксации.
• Разные виды массажа.
• Привитие детям гигиенических навыков.
• Простейшие навыки оказания первой помощи.
• Физкультминутки во время занятий.
• Функциональная музыка.
• Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
• Массовые оздоровительные мероприятия.
• Упражнения для глаз.
Работа с семьей.
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Консультации.
• Индивидуальные беседы.
• Выступления на родительских собраниях.
• Распространение буклетов.
• Фото выставки.
• Проведение совместных мероприятий.
Работа с педагогическим коллективом.
• Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
• Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
• Посещение научно-практических конференций.
Создание условий и развивающей среды.
• Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
• Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
• Подбор картотек.
• Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
• Ведение кружков (степ аэробика).
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий способствует: повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию, развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики и в итоге способствует социальной адаптации детей.
Включая в занятие хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к занятиям физической культурой.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на занятиях, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям. Воспитанники с удовольствием идут на занятия и каждый раз спрашивают: «А когда следующее занятие? А сегодня еще будет физкультура?» и т. д.
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих воспитанников!
Список литературы:
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М. : Сфера, - 2010.
2. «Инструктор по физкультуре». 2013 №7
3. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.
6. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
7. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.
8. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
9. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
10. Смирнов Н. К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н. К. Смирнов. - М. АРКТИ, 2003.
11. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8.