Наталия Пономаренко
Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии в обучение детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ ситуации:
По результатам психолого-медико-педагогического обследования у воспитанников с ЗПР за 2013г. выявлены нарушения в психо-психофизическом развитии:
•Нарушение осанки (норма 70%, ниже нормы 30%)
•Нарушение зрения (норма 96%, ниже нормы 4%)
•Плоскостопие (норма 70%, ниже нормы 30%)
•ММД (норма 40%, ниже нормы 60%)
•Нарушение внимания (т. - 65%, ниже нормы 35%)
•Нарушение мыслительных процессов (сравнение (тревожный -40%, обобщение - 50%, классификация – 49%)
•Нарушение речи (тревож. 55%, катастроф. - 32%)
Публикация «Педагогический проект „Здоровьесберегающие технологии в обучение детей с ЗПР“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
•Нарушение эмоционально-волевой сферы (трев. -70%, достаточ. -30%)
•Нарушение памяти (тревож. - 72%, достаточ. -28%)
Актуальность:
На современном этапе развития системы образования необходимо создать условия в каждом образовательном учреждении, обеспечивающие равные стартовые возможности для всех категорий детей. Наличие психологически комфортной коррекционно-развивающей среды актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечено увеличение числа детей со сложной структурой дефекта, когда нарушение речевого и интеллектуального развития сопровождается отклонениями в развитии зрительного, опорно-двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание. Предметом общественной тревоги становится ухудшение психического, физического, нравственного здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции.
Внедрение физиологически обоснованной системы оздоровления предполагает комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединены в понятие «Здоровый образ жизни».
Основание для разработки проекта:
•Закон «Об образовании» Российской Федерации, принятый 28 декабря 2012года.
•Конвенция о правах ребенка.
•Типовое положение о дополнительном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г.
•Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07. 2011г.
•Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН. 2.41.3049-13
Проблема:
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации относятся к категории детей с ограниченными возможностями развития, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья.
Успешность подготовки детей к школе определяет уровень состояния здоровья, с которым ребенок придет в школу.
Понимание этого привело к применению в коррекционной работе здоровьесберегающей технологии Ю. Ф. Змановского.
Цель:
Создать условия для эффективной коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, используя социально-оздоровительную технологию профессора Ю. Ф. Змановского.
Задачи:
•Создать психологический комфорт для детей.
•Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни
•Оптимизировать работу с родителями в целях улучшения здоровья детей.
Субъекты проекта:
Дети старшего дошкольного возраста.
Срок реализации:
Один год.
Ресурсы:
Информационные:
1. Методическая литература по здоровьесберегающим технологиям.
2. Нормативно- правовая документация, позволяющая внедрять ЗСТ Змановский Ю. Ф.
3. Анамнез детей дошкольного возраста.
4. Заключение ПМПК.
5. Информационная поддержка (ГУ ДПО «Ресурсный центр», СИПКРО).
6. Интернет – ресурсы.
7. Родители.
Кадровые:
1. Директор ОУ (выделение финансовых средств на приобретение необходимой мебели, дидактического, материала; на курсовую подготовку)
2. Старший воспитатель.
3. Учитель –дефектолог (оказание педагогической помощи).
4. Воспитатель (внедрение здоровьесберегающей технологии).
5. Педагог –психолог (оказание консультативной помощи педагогам и родителям).
6. Медицинские работники ОУ (рекомендации по внедрению технологии в соответствии с САНПиНом, родители (спонсорская помощь, помощь в изготовление дидактического материала, тренажеров, массажеров).
Материально – технические.
1. Ростомерные столы и стулья.
2. Массажные коврики, мячи.
3. Дорожки здоровья.
4. Офтольмотренажеры.
5. Компьютер.
6. Музыкальная и видеоаппаратура.
7. Принтер.
8. Бумага.
Этапы реализации
Подготовительный этап.
Сроки: август, сентябрь, октябрь
1. Изучение литературы по технологии Змановского Ю. Ф.
2. Изучение необходимой нормативно-правовой документации, позволяющей внедрить данную технологию.
3. Изучение анамнеза детей дошкольного возраста.
4. Анализ стартовой диагностики когнитивной сферы.
5. Прохождение курсовой подготовки по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающей технологии Змановского Ю. Ф.
6. Выступление на заседании педсовета по теме: «Здоровьесберегающие технологии в обучение детей с ЗПР»
Этап внедрения технологии.
Сроки: ноябрь – апрель
1. Создание материально-технической и нормативно – правовой базы, регламентирующей внедрение технологии Змановского Ю. Ф. в образовательный процесс.
2. Изучение структуры программы Змановского Ю. Ф.
3. Применение всех принципов технологии.
4. Консультации медицинских работников и психолога для учащихся и родителей.
5. Психологические тренинги с детьми и родителями.
6. Проведение родительских собраний с участием специалистов по теме: «Здоровый образ жизни», проведение круглых столов по вопросам правого просвещения родителей и коррекционно -педагогической работы с детьми с ОВЗ.
7. Семинар- практикум для родителей на тему: «Принципы здоровьесберегающей технологии Змановского Ю. Ф.
Практически - обобщающий этап
Сроки: май, июнь
1. Контрольная диагностика по всем направлениям.
2. Отрабатывание технологии с учетом последующего применения в группах.
3. Анализ полученных результатов по всей деятельности.
4. Улучшение материально – технической базы.
5. Выступление на методическом объединении специалистов психологической службы по внедрению ЗСТ Змановского Ю. Ф.
6. Распространение опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в СМИ и Интернет-сайтах.
Диагностический инструментарий.
Система работы по диагностике и коррекции физического развития предусматривает систематический медико-педагогический контроль, включающий в себя мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей, который осуществляется медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения. А также медико-педагогические наблюдения и оценка содержания двигательного режима.
За один год работы Змановского Ю. Ф. с применением ЗСТ были получены положительные результаты в психо – физическом развитии воспитанников с ОВЗ.
Рассмотрим их:
•Нарушение осанки (норма 80%, ниже нормы 20%);
•Нарушение зрения (норма 96%, ниже нормы 4%);
•Плоскостопие (норма 90%, ниже нормы 10%);
•ММД (норма 40%, ниже нормы 60%);
•Нарушение внимания (тревож. -70%,достат. - 30%);
•Нарушение памяти (тревож. -20%, достаточ. -80%);
•Нарушение мыслительных процессов (сравнение (тревожный -40%, обобщение - 50%, классификация – 49%)
•Нарушение речи (норма 40%, ниже нормы 60%);
•Нарушения эмоционально-волевой сферы (тревож. – 55%,достат. - 45%);
•Уровень комфортности (норма 75%, ниже нормы 25%);
Предполагаемый результат:
1. Достигается положительный психологический комфорт в учреждение.
2. Родители включаются в образовательный процесс с целью улучшения здоровья детей в стенах учреждения и в семье.
3. Формируются начальные представления о здоровом образе жизни.
Список литературы:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». – Волгоград: Учитель, 2011г.
2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. «Игры, которые лечат» - М. :ТЦ Сфера, 2008г.
3. Бочарова Н. И. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» -М. : АРКТИ, 2002г.
4. Емцева Т. А. «Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы» -Волгоград: Учитель, 2011г.
5. Михеева Е. В. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия» - Волгоград: Учитель,2011г.
6. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Т., Михайлова Е. А. «Мониторинг в детском саду» - Детство –пресс, 2011г.
7. Миклева Н. В. «Технология разработки образовательной ДОУ» - Москва, 2010г.
8. Соловова Н. А. «Здоровьесберегающая деятельность педагога- формы, методы, средства» Самара, 2007г.
9. Лебедев Ю. А., Соловьева Т. П., Филлипова Л. В. - «Развитие социальной уверенности у дошкольников»
10. Киреева Л. Г. «Организация предметно-развивающей среды» -Волгоград, 2009г.