Марина Новикова
Педагогический проект «Здоровье и безопасность-важнейшие права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Солнышко» муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области
Воспитатель Абраменкова Людмила Ивановна
Интегрированный долгосрочный
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по развитию ребенка
«Здоровье и безопасность-
важнейшие права ребенка»
Проект осуществлен в 2011- 2014 гг.
Участники проекта :
Дети, родители, педагоги ДОУ, медицинские работники.
Задачи:
Публикация «Педагогический проект „Здоровье и безопасность-важнейшие права ребенка“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Сохранение и укрепление здоровья ребенка;
- Обеспечение реализации прав ребенка;
- Создание в ДОУ безопасной среды;
- Воспитание позитивного самосознания, ценностного отношения к собственной жизни и жизни других людей;
- Формирование у ребенка представлений о его неотъемлемых правах и условиях их реализации;
- Формирование у ребенка представлений о самоценности здоровья;
- Формирование у ребенка представлений о правилах предотвращения опасных ситуаций в природе, быту, на улице, при встрече с незнакомцами;
- Привлечение родителей к участию в образовательном процессе.
Предполагаемые результаты проекта :
- Обеспечение реализации основных прав ребенка в МБДОУ и семье;
- Сохранение, укрепление здоровья ребенка;
- Формирование у ребенка начальных представлений о личности человека и его организме, развитии человека и факторах на него влияющих;
- Формирование у ребенка представлений о его неотъемлемых правах и условиях их реализации;
- Формирование у ребенка представлений о самоценности здоровья, способах сохранения и укрепления здоровья;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни;
- Формирование коммуникативных компетентности дошкольника и создание предпосылок для легкой адаптации ребенка к школе и в социуме.
- Освоение ребенком основных правил безопасной жизни ребенка в быту, природе, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап - Подготовительный
1. Изучение передового педагогического опыта по вопросам соблюдения прав ребенка, безопасной жизнедеятельности, здоровьесбережения и приобщения к здоровому образу жизни.
2. Планирование проекта.
2 этап – Основной (Формирующий)
1. Создание безопасной здоровьесберегающей предметно – развивающей среды,
2. Организация рационального питания ребенка в ДОУ,
3. Обеспечение потребности детей в двигательной активности,
4. Профилактика заболеваемости у детей и закаливание,
5. НОД и ОДРМ:
НОД и ОДРМ, Средняя группа:
Тема НОД ОДРМ
Права ребенка -Наш детский сад. Право на Ф. И. О; на воспитание и образование в ДОУ.
-День матери. Право на жизнь и воспитание в семье.
-День защитника Отечества. Право на жизнь и свободу.
День защиты детей. Право на жизнь, здоровье и счастливое детство. Имя – хорошо, а кличка – плохо!
Наши книжки.
Моя семья.
Наша армия родная.
Мы живем в стране Россия.
Здоровье, ЗОЖ - Сохрани своё здоровье сам.
- Органы чувств. Право на психическое здоровье.
- Физкультура и спорт - дорога к здоровью. - На зарядку – становись!
- Наш друг зубная щетка.
- Щи да каша – пища наша.
- Зачем нужна вода.
-Добрый доктор Айболит.
-Зимние забавы и зимняя одежда.
- Посеешь привычку – пожнешь характер.
- Посадят ребятки витаминные грядки.
Безопасность - Спички - не игрушка.
- Три сигнала светофора.
- На воде и на льду можно повстречать беду. - Наш друг светофор.
-Осторожно, зимняя дорога!
Железная дорога – опасностей много!
- Растения лечат.
- Правила поведения при встрече с насекомыми.
- Большинство людей на свете – люди добрые. Но все же…
НОД и ОДРМ, Старшая группа:
Тема НОД ОДРМ
Права
ребенка -День знаний. Право на воспитание и образование в ОУ.
-День матери. Права и обязанности в семье.
-День защитника Отечества. Право на жизнь и свободу, права и обязанности человека.
- Профессии, труд в природе и быту. Право на труд и отдых.
- День Победы. Право на жизнь и свободу; на здоровье и жилище.
-День защиты детей. Право на духовную и нравственную защиту. Государство на защите прав ребенка.
Ученье свет, а не ученье – тьма.
Род, родовое дерево и фамилия.
Мой дом.
Хозяйка в доме.
Какие они, настоящие мужчины?
Кем хотим мы стать?
Спокойной ночи, малыши.
Знаете ли вы свои права?
Здоровье,
ЗОЖ - Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
- Карта человеческого тела.
- Здоровое тело и здоровый дух (настроение и здоровье).
- Режим дня и здоровье.
- Олимпийские игры в древности и современные олимпийские игры.
- Как я провел лето.
- Хлеб всему голова.
- Здоровье в порядке, – спасибо зарядке!
- Гигиена и здоровье.
-Опасные микробы.
- Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
- Зимняя олимпиада «Сочи 2014».
- Успехи российских спортсменов.
- Чей режим дня лучше?
- В мире мудрых пословиц.
Безопасность - Что сказал дорожный знак.
- Огонь – наш друг и враг.
- Поведение с незнакомцами.
- Человек и природа.
- Как вести себя в грозу.
- Лесная аптека и ядовитые растения.
- Опасный беспорядок.
- Внимание: дорога!
- Корзинка с грибами.
- Один дома.
- Поведение при пожаре.
- Скажи «Нет» вредным привычкам.
- Вежливость и осторожность при встрече с незнакомцами.
- Разговоры по телефону.
-Куда бежать, если за тобой гонятся.
6. Игры и игровые ситуации:
Дидактические игры:
- «Подумай – отгадай», «Угадай - ка», «Кто больше знает?», «Почему?» с использованием фишек за правильный ответ по темам проекта.
- Игры на классификацию с использованием дидактических карточек по темам проекта.
- Зеркало (в парах) на освоение разнообразных навыков и упражнений;
- Транспорт и пешеходы на дороге (на макете улицы).
- Четвертый – лишний с использованием дидактических карточек по темам проекта.
- Отыскание несуразиц в сюжетных картинках по темам проекта.
- Рисование с использованием незавершенных рисунков или композиций по темам проекта.
- Разрезные картинки по темам проекта.
- Игры на выбор объектов, направлений, вариантов своего поведения с использованием сюжетных картинок по темам проекта.
- Подсказка правильного поведения героям сюжетных картинок по темам проекта.
- Составление рассказов и сказок по сюжетным картинкам по темам проекта.
- Настольно- печатные игры («Говорящие знаки», «Автогонки», «Приключения Буратино» и др.).
Подвижные игры:
- Шоферы;
- Воробышки и автомобиль;
- Перекресток – Светофор.
Сюжетно- ролевые игры и игровые ситуации:
- Кукла заболела;
- Семья;
- Путешествие в страну «Мойдодырию»;
- На приеме у врача;
- Я прививок не боюсь, если надо уколюсь;
- Мы – пассажиры»;
- Если потерялся;
- Осторожно, я кусаюсь;
- Тили – бом, загорелся кошкин дом;
- Спасатели, вперед!;
- Встреча с бритым Карабасом;
- Если звонит незнакомец;
- По дороге к дому;
- Первоклассники идут в школу;
- Что делать, если …
7. Театрализованная деятельность:
Средняя группа-
Театрализованная деятельность по сказкам «Гуси- лебеди», «Маша и медведь»,
Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Старшая группа-
Театрализованная деятельность по сказкам «Три поросенка», «Красная шапочка»
Драматизация сказки «Гуси- лебеди».
8. Досуги, праздники, развлечения, соревнования.
- Досуг «Всем на свете нужен дом»;
- Досуг «Праздник мыльных пузырей»;
- Досуг «Семейный альбом»;
- Досуг «Встреча с Айболитом»;
- Досуг «Моя семья»;
- Досуг «Права ребенка от Бабы Яги»
- Интегрированное развлечение «Путешествие в страну Мойдодырию»;
- Интегрированное развлечение «Два режима дня»;
- Интегрированное развлечение по мотивам сказки «Красная шапочка»
- Интегрированное развлечение День здоровячка;
- Интегрированное развлечение по мотивам сказки «Маша и Медведь»;
- Развлечение «Поле чудес» на тему «Безопасный мир»
- Интегрированный праздник народного календаря «Ивано- Купальские гуляния»;
- Интегрированный праздник народного календаря «Дожинки»(День урожая);
- Спортивный праздник «Подарки Золотой Осени»; - Спортивный праздник «Малая Зимняя Олимпиада»; - Спортивный праздник «Зеленое раздолье».
9. Изобразительная, продуктивная деятельность, выставки:
-Эти быстрые машины;
-Веселые спортсмены;
-Русские богатыри;
-День Победы;
-Эмблемы олимпийских видов спорта (по образцу или самостоятельно);
-Сочи 2014. Россия, вперед!
-Рисование эмблем Прав ребенка (по образцу или самостоятельно)
-Витаминные грядки;
-Светофор;
-Московский Кремль;
-Праздничный салют.
- Совместно с родителями – Плакат «Мое Родовое дерево»;
- Сочинение мини рассказов на темы: «Моя заботливая мама», «Хочу быть похожим на папу потому, что …», «Моя большая семья», «Если б на свете не было докторов», «Что было бы, если бы люди очень долго спали утром», Когда пойду учиться в школу», «Я вырасту и стану…», «Буду в Армии служить», «Если б я делал только то, что хочется» и др. ;
10. Познавательно- исследовательская деятельность:
«Запахи и нос»;
«Язычок – помощник»;
«Глаза- орган зрения»;
«Ухо – орган слуха»;
«Защитим себя от солнца».
«Значение расположения ушей»;
«Откуда берется голос?»
Исследование «Слушай сигналы органов чувств».
11. Трудовая детская деятельность:
-самообслуживание,
-труд в природе,
-хозяйственно- бытовой труд.
12. Экскурсии, прогулки, походы:
Экскурсии:
- Картинная галерея детского сада;
- Мы идем в библиотеку;
- Мы идем в краеведческий музей;
- Памятник погибшим солдатам Победы.
Прогулки:
- Школа, где мы будем учиться;
-Улицы моего села;
Походы:
- Цветущий луг;
- Осенний лес.
13. Чтение художественной литературы:
Произведения К. Чуковского; С. Я. Маршака;
Ф. И. Тютчев «Утро»;
Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» М. Творческий центр СФЕРА,2011;
Е. С. Шабельник «Права ребенка», М. ВИТА, 2011;
Ф. Эрдаг «Потомучка», М. Просвещение, 2004;
3 этап – Заключительный (Аналитический)
1. Система мониторинга результатов проектной деятельности :
- Мониторинг состояния здоровья детей по группам развития (1 раз в год);
- Мониторинг актуального состояния здоровья (ежедневно);
- Мониторинг физического развития ребенка (ежеквартально);
- Мониторинг пропусков и заболеваемости (ежемесячно);
- Мониторинг благополучия семей с целью профилактики жестокого обращения и нарушения прав ребенка (постоянно);
- Мониторинг развития ребенка (2 раза в год).
-Планирование по результатам мониторинга:
Литература:
1. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М. Вакс. 2О13.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. ТЦ Сфера. М. 2011.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М. ТЦ Сфера. 2011.
4. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Ав. - сост. Арсеневская О. Н. Волгоград. Учитель. 2010.
5. Полынова В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. СПб, Детство – пресс. 2010.
6. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. М. М. Ц. Сфера. 2009.
7. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. Сост. Н. И. Крылова. Волгоград. Учитель. 2009.
8. Журавлева Проектная деятельность дошкольников. Волгоград. Учитель. 2009.