Анна Прощенко
Педагогический проект «Юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости разработки проекта
«Юные защитники природы»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время, оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Педагогический проект „Юные защитники природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Сроки реализации проекта : один учебный год.
Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети от 5 до 6 лет и их родители.
Этапы реализации проекта :
1 этап - аналитический (сентябрь-ноябрь)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (ноябрь-декабрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта :
создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
повышение уровня знаний по экологии у детей;
совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 5-6 лет об экологической культуре человека.
План - карта действий по реализации проекта
для детей 5-6 лет.
АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?» (август-сентябрь)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога: «Загрязнённый участок» Сбор в поход (беседа, наблюдение, труд)
Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе» Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2. Экологические знаки Распределение знаков на участке детского сада Изготовление знака «Не сорите!»
3. Экологическая тропа Игра-путешествие «Собери и положи».
Игра-любование на участке Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи
4. Экологическая газета Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты Изготовление газеты «А у нас во дворе…»
АКЦИЯ «Птичье меню» (октябрь-ноябрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№
п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога:
«Птицам поможем справиться с голодом» Наблюдение, беседа. Оформление коробки для корма птиц
2. Экологические знаки Аппликация «Птички в кормушке» Составление слайдов: «Чем питаются птицы»
3. Экологическая тропа Экскурсии, п/и, д/и
Раскладывание корма в кормушки. Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе
4. Экологическая газета Разучивание стихов о птицах «Покормите птиц зимой!» (плакат экологической направленности)
АКЦИЯ: «Ёлочка-краса» (декабрь)
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№
п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога:
«Вырубка елей к новогоднему празднику». Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» Выпуск плакатов и развешивание плакатов в микрорайоне
2. Экологические знаки Изготовление альбома «Спасём ёлочку!» Изготовление табличек знаков «Не рубите ели!»
3. Экологическая тропа Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. Установка знаков по экологической тропе.
4. Экологическая газета «Кто дружит с елью?» Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранении ели.
Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе.
АКЦИЯ «Капелька воды» (февраль-март)
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№
п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога: «Вода в опасности» «Капитошка рассказывает…»
Опыты по изучению свойств воды. Создание семейной лаборатории.
2. Экологические знаки Рисование «Мир в капельке воды»
Выставка: «Запрещающие знаки»
3. Экологическая тропа Экскурсия «Кому нужна вода?»
Развлечение «Вода и птички» Изготовление атрибутов к развлечению
4. Экологическая газета Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». Разучивание стихов о воде в семейном кругу.
Родителям предложено заполнение анкет, с которыми они успешно справились. Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи. Для устранения проблем проводились консультации для родителей.
На третьем этапе так же проводились с детьми беседы, наблюдения. Слушали музыкальные произведения, проводили опыты и эксперименты, после которых дети сами делали выводы и умозаключения.
Игры дидактические и подвижные проводились как в группе, так и во время прогулки.
Дети проявили свое творчество в рисовании, лепке и аппликации.
На последнем этапе были подведены итоги проекта.
Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей – развлечение:
«Посвящение в «Юных защитников природы»» с вручением почётного значка (май). В результате проделанной работы была выявлена положительная динамика (у детей сформированы навыки в области экологии – 44%; формируются -50%, не сформированы – 6%). У воспитанников повысился уровень сформированности экологических знаний, возрос интерес к исследовательской деятельности, они стали более самостоятельны в практической работе, появилась уверенность в своих силах.
Дальнейшее развитие проекта
Обмен практическим опытом по ознакомлению дошкольников с миром природы с МКДОУ города Татарска;
Участие в педагогических конкурсах передового опыта, научно – практических конференциях;
Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития.