Анна Толкачева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
В природе все одно с другим связано,
и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление –
ищи в нем руку человека.
Михаил Пришвин
Паспорт проекта.
Тип проекта : смешаный (информационный, познавательный, творческий, игровой).
Вид проекта : комплексный
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, специалисты ДОО.
Сроки проведения: долгосрочный, 01.12.2016 г. – 30.11.2017 г.
Актуальность.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума…»
Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Цель: формирование экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления у детей, развитие познавательной деятельности, воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представления и понятия о живой и неживой природе, о временах года, о сезонных изменениях в природе;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Учить различать взрослых животных и их детенышей, классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные; познакомить с их местом обитания;
- Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- Развивать связную речь, ее выразительность;
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках; отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;
- Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Деятельность воспитателей.
• подготовка методических и дидактических материалов;
подбор игр на разные времена года;
• проведение совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми ;
• организация выставок;
• отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
• Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.
Деятельность детей :
• участие в различных конкурсах, беседах;
• заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок;
• рисование по теме прочитанных произведений;
• участие в развлечениях.
Деятельность родителей:
• оказание помощи в оформлении стенда «Дерево времён года»;
• рисование с детьми сюжетов «Времена года»;
• пополнение группы бросовым материалом для детского творчества;
• оформление выставок;
• изготовление костюмов к развлечению;
Специалисты:
• музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара для прослушивания;
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
• анкетирование родителей по теме, обработка данных;
• разработка проекта по теме «Времена года»;
• оформление уголка природы;
• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;
• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;
• разработка конспектов НОД;
• подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
• подбор информации через интернет, познавательной информации, иллюстраций, пейзажей о временах года, дидактических игр.
Основной:
• Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
• Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
• Показ презентаций, видеороликов, короткометражных фильмов о временах года.
• Совместная непосредственная образовательная деятельность взрослых и детей.
• Художественно-творческая деятельность.
• создание лэпбуков «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
• Создание альбомов «Пословицы и поговорки», «Приметы», «Стихи», «Загадки».
• наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• беседы;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;
• экскурсии и целевые прогулки;
• прослушивание музыкальных композиций;
Заключительный:
• Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
• Презентация для детей других групп.
• Презентация для родителей, сотрудников детского сада.
Предполагаемый результат:
Дети:
Формирование основ экологической культуры дошкольников;
Развитие творческого мышления детей;
Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;
Расширение кругозора детей;
Сформированы представления о характерных особенностях разных времен года;
различают взрослых животных и их детенышей, классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные»;
различают птиц, насекомых, растения, цветы, деревья, классифицируют понятия «зимующие», «перелётные птицы»;
имеют представления о Красной книге;
сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Родители:
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Мотивация на эмоционально-личностное, познавательное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.
Материал к проекту «Времена года»
Зима
Мультимедийные презентации
Презентация «Зимние сказки».
«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.
«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.
Восприятие музыки
П. Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».
В. Шаинский «Снежинки».
А. Внукова «Если снег идет».
А. Вивальди «Зима».
П. Чайковский «Зима».
«У камелька» «Масленица».
Репродукции картин известных художников
Н. П. Крымов «Зимний вечер».
И. Левитан «Зимой в лесу».
Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».
А. А. Пластов «Первый снег».
И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».
К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».
И. И. Шишкин «Зима».
Б. Кустодиев «Масленица».
Художественное слово
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя.».
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».
А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».
Л. А. Мей «Двойным зеленым строем.».
С. А. Есенин «Пороша».
А. С. Пушкин «Зимняя дорога».
С. А. Есенин «Поет зима – аукает».
И. А. Бунин «Метель».
С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает.».
С. А. Есенин «Берёза».
Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».
А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя.».
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».
А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной.».
А. А. Блок «Ветхая избушка».
Н. Виноградова «Кто, где зимует?», «Что бабушка рассказала Саше?», «Где снежинки?», «Книга зимы»,
Чарушин «Кто, чем занят зимой»,
Э. Шим «Морозкина рукавица»,
Сладков «Зимовка».
Н. Григорьева «Снег, снег…».
Г. Скребицкий «На лесной полянке»,
М. Пришвин «Беличья память»,
И. Соколов- Микитов «Тетерева».
Русск. Народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза»,
по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы».
И. Никитин «Встреча зимы».
Художественное творчество
«Мои волшебные снежинки».
«Первый снег».
«Мое любимое дерево зимой».
«Птички на ветке».
«Зимняя сказка».
«Я в волшебном лесу».
«Белая береза».
«Как розовые яблоки на ветках снегири…».
«Царство снежной королевы».
«В лесу родилась елочка».
«Зимний вальс».
«Букет для снегурочки».
«Зимушка-зима»,
«Зима в лесу»,
«Зимнее развлечение»,
«Снежинки».
«Снеговик».
(Бумагопластика, пластилинография, рисование, аппликация, конструирование)
Совместная деятельность взрослых и детей :
• «Волшебные знаки»
• «Жизнь растений зимой»
• «Жизнь животных зимой»
• «Зимнее путешествие»
• «Что бывает зимой»
2. Беседы:
• «Пришла зима»
• «Жизнь животных зимой»
• «Жизнь птиц зимой»
• «Хорошо ли птичке в клетке?» (стих. Григорьевой «Птица в неволе»).
• «За что люблю я Новый год?»
• «Что бывает зимой»
Дидактические игры:
«Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Как звери в лесу зимуют?», «Чей, чья, чье, чьи?».
Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
Опыты и эксперименты: «Снег пушистый, лёгкий», «Снег тает от тепла», «Снег грязный», опыты с палкой – снегомером.
Развлечения и праздники: Новогодний утренник, «В зимнем лесу».
Презентация сезона: «Волшебница - зима»
Весна
Восприятие музыки
Н. Любарский «Дождик».
П. Чайковский «Времена года».
В. Моцарт «Весенняя».
А. Вивальди «Весна».
П. И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».
Мультимедийные презентации
«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.
«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.
Репродукции картин известных художников
А. Саврасов «Грачи прилетели».
П. Кончаловский «Сирень в корзине».
И. Левитан «Весна. Большая вода».
И. Левитан «Март».
К. Ф. Юон «Мартовское солнце».
С. А. Виноградов «Весна идет».
Художественное слово
Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид. ".
Ф. И. Тютчев. Весенние воды.
Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится. ".
Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист. ".
А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами. ".
Ф. И. Тютчев. Первый лист.
Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.
А. А. Фет. Весенний дождь.
Н. А. Некрасов. Зеленый шум.
С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная. ".
А. А. Блок "Ворона".
С. А. Есенин "Черёмуха".
А. А. Блок "На лугу".
С. А. Дрожжин "Весеннее царство".
И. С. Никитин " Полюбуйся: весна наступает".
С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился. ".
И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом. ".
Художественное творчество
«Ветка с первыми листочками».
«Весенний букет».
«Березы весной».
«Подснежники в ладошке».
«Цветущий сад».
«Грачи прилетели».
«Сапог в луже».
«Сороки».
«Первые цветы».
«Одуванчик – толстые щеки».
Совместная деятельность взрослых и детей :
• «Идёт матушка – весна»
• «Что такое первоцветы?»
• «Шестиногие малыши»
• «Ласточка с весною в сени к нам летит»
• «Путешествие в май»
Беседы:
• «Ранняя весна»
• «Жизнь животных весной»
• «Растения весной»
• «Прилёт птиц»
• «Труд весной»
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Подбери картинку», «Что лишнее?».
Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
Опыты и эксперименты: «Для роста растений нужна влага», «Растению необходим свет», «Растения могут двигаться и поворачиваться», опыты с палкой – снегомером.
Чтение художественной литературы: Н. Виноградова «Когда это бывает?», «Что за дерево такое?», «Что здесь случилось?», «Первые цветы», «Почему деревья белые?», Григорьева «Весной», «Здравствуй, милая весна», Бианки «Кто, где живёт. Замечательные домишки», Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
Заучивание: А. Блок «На лугу», Григорьева «Март».
Продуктивная деятельность:
• «Подснежник» - рисование.
• «Пушистая веточка» - аппликация.
• «Весенний букет» - рисование.
• «Портрет весны» - рисование.
Развлечения и праздники: «Праздник весны».
Презентация сезона: «Весна, весна красная»
Лето
Восприятие музыки
А. Вивальди «Времена года».
Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
С. Прокофьев «Полет шмеля».
Г. Свиридов «Дождик».
А. Вивальди «Лето».
П. И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».
Мультимедийные презентации
Фотопроект «Летние забавы».
«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.
«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.
«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.
«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.
«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.
«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.
«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.
Репродукции картин известных художников
И. Левитан «Березовая роща».
А. А. Пластов «Летом».
А. А. Пластов «Сенокос».
И. И. Шишкин «Дубовая роща».
В. Поленов «Московский дворик».
К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».
В. Поленов «Заросший пруд».
Ф. Васильев «Мокрый луг».
А. М. Герасимов «После дождя».
Художественное слово
С. А. Есенин «С добрым утром».
И. А. Бунин «На пруде».
Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные.».
А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».
И. А. Бунин «Детство».
А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага.».
Ф. И. Тютчев «В небе тают облака.».
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело.».
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
А. А. Блок «Летний вечер».
С. Я. Надсон «Заря лениво догорает.».
С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело.».
А. Н. Майков «Летний дождь».
А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом.».
С. А. Есенин «Колокол дремавший.».
И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе.».
С. А. Есенин «По лесу леший кричит.».
И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье.».
И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет.».
С. А. Есенин «Топи да болота.».
И. А. Бунин «Из окна».
Н. А. Некрасов «Конец лета».
Художественное творчество
«Летнее настроение».
«На реке».
«Бабочки и стрекозы».
«Божья коровка на ладошке».
«Пчелка».
«Ромашки».
«Утренняя роса».
«Я рисую букет».
«Паук на паутинке».
«Радуга-дуга».
Совместная деятельность взрослых и детей :
• «Здравствуй, лето!»
• «Цветочная поляна»
• «Прогулка в лес»
• «Что бывает летом»
Беседы:
• «Наступило лето»
• «В огороде и в саду»
• «Вкусное лето»
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Вершки – корешки», «Что лишнее?», «Доскажи словечко».
Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
Опыты и эксперименты: с песком, водой, почвой.
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Муравей и голубка», Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето», Э. Шим «Не зевай!».
Заучивание: М. Стельмах «Солнышко, свети!»
Продуктивная деятельность:
• «На лесной полянке» - рисование.
• «Мои любимые цветы» - аппликация.
• «Шестиногие малыши» - рисование.
• «Портрет лета» - рисование.
Развлечения и праздники: «Круглый год».
Презентация сезона: «Щедрое лето»
Осень
Восприятие музыки
А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».
А. Вивальди «Осень».
П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».
Мультимедийные презентации
Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».
«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.
«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.
«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.
Репродукции картин известных художников
И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».
В. Поленов «Золотая осень».
А. М. Герасимов «Дары осени».
Художественное слово
Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь.».
К. К. Случевский. «Осенний мотив».
К. Д. Бальмонт «Осень».
И. А. Бунин «Листопад».
А. А. Блок «. Осенний день высок и тих.».
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.».
А. Н. Майков «Осень».
А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.».
А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.».
Н. А. Некрасов «Перед дождем».
И. С. Никитин «Дождь каплет.».
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.».
И. А. Бунин «Первый снег».
А. А. Блок «Зайчик».
С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом.».
С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы.».
И. А. Бунин «Осень. Чащи леса.».
Н. А. Некрасов «Славная осень!».
С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».
Художественное творчество
«Волшебные краски осени».
«Дары осени».
«Я шагаю по ковру из осенних листьев».
«Портрет осени».
«Золотая осень».
«Осеннее дерево».
«Осенние листочки».
«Аппетитные, ароматные, сладкие…».
«Веточка рябины».
«Портрет гриба».
«Золотые яблоки».
«Унылая пора, очей очарованье…».
Совместная деятельность взрослых и детей :
• «Весёлый календарь»
• «Путешествие по осени»
• «Волшебные знаки»
• «Дары осени»
• «Как звери готовятся к зиме»
• «Что бывает осенью»
Беседы:
• «Ранняя осень»
• «Добрые дела осенью»
• «Дары осени»
• «Что мы знаем о растениях»
• «Жизнь птиц и животных осенью»
• «Краски осени»
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «С какого дерева листок?».
Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.
Опыты и эксперименты: «Воздух есть везде», «Земля в разную погоду разная», «Вода бывает разная» и т. п.
Чтение художественной литературы: А. Блок «Зайчик», Сладков «Почему ноябрь пегий?», «Поздняя осень», Григорьева «Осенний лес», «Репка», Ушинский «Гуси», Виноградова «Книжка про осень».
Заучивание: Плещеев «Осенью».
Продуктивная деятельность:
• «Дары осени» - лепка.
• «Ветка рябины» - аппликация.
• «Волшебные краски осени» - рисование.
• «Портрет осени» - рисование.
Развлечения и праздники: «Праздник осени».
Презентация сезона: «Осень – славная пора»
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
2. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга -1-2. Москва 2007г.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
4. Григорьева О. А., Фесюкова Л. Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
5. Громовав О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.
6. Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года. М, 2004г.
7. Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
8. Иванова А. И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
9. Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года» Москва: Гном и Д. 2004г.
10. Копцева Т. А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
12. Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.
15. Скребицкий Т. А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
16. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме 'Цветущая весна. Травы'.
17. Тамбиев А. Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
18. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.