Анастасия Комиссаренко
Педагогический проект воспитателя компенсирующего детского сада для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики посредством продуктивной деятельности
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Публикация «Педагогический проект воспитателя компенсирующего детского сада для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
онкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и, тем самым, позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.
Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит им научиться, более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.
Лучше всего эта работа прослеживается с совместной продуктивной деятельности, так как эти занятия насыщенны, ярки, занимательны и увлекательны детям. В процессе продуктивной деятельности дети учатся действовать с материалами и инструментами кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др., развивается координация движений обеих рук, вырабатывается точность движений, глазомер. Кроме того у ребят формируются общеучебные навыки, формируются волевые качества, развивается и художественный вкус ребенка.
Цель моей работы:
Развитие мелкой моторики у детей предшкольного возраста в продуктивной деятельности.
Практическая значимость опыта
заключается в отборе эффективных средств и методов в развитии тонкой моторики ребёнка в продуктивной деятельности.
Оригинальность опыта:
Раскрытие творческого потенциала ребёнка его индивидуальности, поощрение его инициативы в процессе создания коллективных работ с использованием различных материалов и техник изобразительной деятельности. [/i]
Основные задачи:
1. Познакомить детей с различными изобразительными материалами, и разнообразными технологиями исполнения;
2. Развивать мелкую моторику;
3. Развивать практические умения и навыки;
4. Помочь детям взглянуть на окружающий мир глазами созидателя;
5. Формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;
6. Учить детей организовывать собственную деятельность.
Условия для организации С. Пр. Д деятельности:
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор специальных методов.
3. Отбор наиболее эффективных приемов.
Ребёнок никогда не является пассивным преемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его жизни. Правильная организация совместной продуктивной деятельности нормализуется общее развитие ребёнка с нарушением зрения.
Методы и приёмы:
Совместную продуктивную деятельность (СПД) организую на основе сотрудничества и сотворчества, использую методы
• информационно-рецептивный: обследование, наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
• репродуктивный метод (закрепление навыков и приёмов, приобретённых ранее);
• продуктивный метод (самостоятельное выполнение работы)
• эвристический метод, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.
Совместная продуктивная деятельность базируется на принципах развивающего обучения:
• Принцип индивидуальности и особенности подхода каждому ребёнку;
• Принцип систематичности. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Принцип последовательности – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения.
Для достижения поставленной цели и организовывая СПД с детьми, я пришла к выводу, что наиболее удачной для раскрытия детской индивидуальности, творчества, инициативы является выполнение коллективных работ. (эффективность)
Общая работа детей выделяется
• размером изображения, где может разгуляться детское творчество,
• имеет целевое назначение (поздравительные, информационные плакаты, развивающие картины, афиши)
• возможность варьирование и изменение приёмов изображения
• выполнение одной работы в несколько этапов
-эта работа помогает мне активизировать всех детей, подтянуть детей со слабой моторикой, то есть выровнять возможности каждого ребёнка, с ориентировать его на успешность. А это очень важно в становлении личности.
-Все работы Красочные, яркие, колоритные, впечатляющие разнообразием различных материалов демонстрируются родителям. Это радует детей и родителей. Вызывает общий интерес, гордость. Это очень важный нравственный момент в семейном воспитании.
СПД состоит :
1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т. п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
2. определение цели
3. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности.
Используя в работе различные виды изобразительных техник, помогает реализации интересных и оригинальных идей, а тем самым развитию у детей творчества.
Рисование, лепка, аппликация, пластилинография, оригами, различные приёмы с мятой бумагой и салфетками, шаблонное вырезание
Содержательными свойствами работ являются цветосочетание, симметрия, ритм, пластика, композиция. Применение приёмов контрастирования позволяет художественно передать образы и предметы, выделить их интересные свойства и признаки.
Формы организации занятий:
Работа поводится в мини-группах, в парах, индивидуально. Каждый ребёнок выполняет свою задачу в соответствии со своими возможностями и особенностями (часть от общего изображения, так постепенно от начального этапа до завершения работы в целом. Каждому удается поучаствовать в деятельности, внести свой вклад в творческое произведение всей группы.
Коллективные работы реализуются на нескольких занятиях, что предусматривает развитие, усложнение и разнообразие замысла творения.
Значение
В процессе продуктивной деятельности с разными материалами дети знакомятся с разнообразием их фактуры, получают широкие представления о возможностях использования, способах обработки, определяют характерные качества и свойства.
Продуктивная деятельность способствует познанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться окунуться ещё не один раз.
Нетрадиционные техники изображения помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Ожидаемые результаты:
Дети расширяют свои возможности в продуктивной деятельности
У детей формируются нравственные качества личности
Совершенствуется мелкая моторика
Дети учатся организовывать собственную деятельность[/i]
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.