Айгуль Сахаутдинова
Педагогический проект «Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет»
▼ Скачать +Заказ
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители младшей группы № 4, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Актуальность:
С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями.
Публикация «Педагогический проект „Воспитание звуковой культуры речи у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
В среднем речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким. В этом возрасте дети не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений, делают много грамматических речевых ошибок, а также могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги. Также в речевом развитии ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, сонорными («р», «л») свистящими или шипящими («с», «ш»). Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи (неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными, однако для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи ребенка.
С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать. Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.
Результаты диагностики развития речи детей на начало года выявили следующие проблемы:
• Плохая речь: тихая, не внятная, не выразительная – 6чел., 24 %;
• Неверно произносят или совсем не произносят шипящие звуки – 7чел., 28%; свистящие звуки – 5 чел., 20%; сонорные звуки – 13чел., 52%.
• Другие дефекты речи (двуязычие) – 3чел., 12 %;
Цель педагога:
Развитие звуковой культуры речи в соответствии с возрастом детей.
Задачи:
• Формировать умение произносить свистящие, шипящие, сонорные звуки в словах и отдельных фразах.
• Учить плавно, на одном выдохе произносить слова.
• Обогащать словарный запас детей.
• Способствовать выработке умения правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
Предполагаемый результат:
• Увеличилось количество детей с внятной речью;
• Формируется потребность в общении со сверстниками;
• Отчетливо и внятно произносят слова и фразы, насыщенные свистящими, шипящими и сонорными звуками;
• Дети составляют небольшие рассказы с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Трансляция опыта:
• В дошкольном учреждении – выступление на педсовете, показ открытых занятий.
• Представление на сайте ДОУ.
• Для родителей в форме памяток на стенде, посещение открытых занятий.
• В средствах массовой информации – статья с обобщением опыта работы по формированию звуковой культуры речи.
Формы работы
В течение года Заучивание народных потешек
Потешки в режимных моментах «Прием пищи», «Гигиенические процедуры», «Прогулка», ситуации в течение дня.
«Катя, Катя, Катенька», «Еду-еду к бабе, к деду», «Поехали, поехали», «Киска», «Зайчишка-трусишка», «Сорока», «Мышки», «Кошка», «Топ-топ! Топотушки», «1,2,3,4,5. Вышел зайчик погулять», «Цып-цып, цыплятки», «Воробей» и др.
См. картотеку «Потешки»
Сахаутдинова А. В.
На музыкальных занятиях Пение песенок, потешек, пальчиковых игр. См. план образовательной деятельности музыкального руководителя
Сакович Н. П.
В течение года Пальчиковые игры См. картотеку пальчиковой гимнастики для детей младшей группы Сахаутдинова А. В.
В течение года Артикуляционная гимнастика
«Сказка о веселом язычке»
Артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением «Лошадка», «Часики» См. картотеку артикуляционной гимнастики для детей младшей группы Сахаутдинова А. В.
В течение года Дыхательная гимнастика См. картотеку дыхательной гимнастики для детей младшей группы Сахаутдинова А. В
В течение года Игры на координацию речи с движениями
См. картотека игр на координацию речи с движениями для младшей группы Сахаутдинова А. В.
На занятиях по физической культуре
Игры на координацию речи с движениями См. план образовательной деятельности инструктора по физической культуре Рвачева А. Ф.
Вторник в течение года
Театрализованные игры «Возьмем Мишку на прогулку» «Репка» «Теремок» Сценка «Капризка» «Колобок»
Игра «Кто на чем играет» «Заюшкина избушка» «Волк и семеро козлят» и др.
См. план образовательной деятельности Сахаутдинова А. В.
Ежедневно
Чтение детям стихов, рассказов, сказок. Сахаутдинова А. В.
Апрель Беседа «Мы любим читать» Библиотекарь
В течение года Речевое окружение Речевой уголок
«Куча-мала», «Мячики Су-джок», «Клубочки», «Шишки», «Сухой бассейн», «Пальчиковый театр» Развивающая среда Сахаутдинова А. В.
1 раз в квартал
(сентябрь) Беседа «Берегите, детки, зубки» Старшая медсестра Шипанова Н. А.
1 раз в квартал
(Февраль) Игры при заболеваниях дыхательной системы «Пастушок дудит в рожок» «Шарик лопнул» «Перышки» «Вагончики» Старшая медсестра Шипанова Н. А.
Апрель Участие в конкурсе стихотворений в ДОУ, посвященном 70-летию города Салават «Башкортостан» А. Аргинбаева Сахаутдинова А. В.
Работа с родителями
Октябрь Работа с родителями Выступление логопеда «Проблемы звукопроизношения детей 3-4 лет» Имельбаева Г. Р., учитель – дефектолог центра «Мир» г. Салават
Декабрь Работа с родителями Консультация «Воспитание звуковой культуры речи у детей 4х лет» Сахаутдинова А. В.
Январь Работа с родителями Консультация + фото-отчет «Наши пальчики» Сахаутдинова А. В.
Февраль Работа с родителями Папка-передвижка «Родители, берегите здоровье детей!» Старшая медсестра Шипанова Н. А.
В течение года Работа с родителями Индивидуальные консультации по запросу родителей Сахаутдинова А. В.
Методическая работа
В течение года Работа с методической литературой Изучение литературы по формированию звукопроизношения детей дошкольного возраста Сахаутдинова А. В.
Март
Выступление на ГМО
Артикуляция гласных звуков
Сахаутдинова А. В.
В течение года Руководитель творческой группы в ДОУ по формированию правильного произношения детей дошкольного возраста Консультации воспитателей по вопросам
формирования правильного произношения детей дошкольного возраста Сахаутдинова А. В.
Апрель-май
Написание статьи в республиканское издание Статья в республиканское издание по обобщению опыта по формированию правильного произношения детей дошкольного возраста Сахаутдинова А. В.
Март Участие во всероссийском конкурсе для педагогов ДОО «Лучший конспект образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в номинации «Воспитатель детского сада» Сахаутдинова А. В.
Приложение
1. Картотека потешек для детей младшей группы
2. Картотека дыхательной гимнастики для детей младшей группы
3. Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшей группы
4. Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшей группы
5. Картотека игр на координацию речи с движениями для детей младшей группы
6. Игры при заболеваниях дыхательной системы
7. Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в младшей группе
8. Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей 4-х лет»
9. Папка-передвижка «Родители, берегите здоровье детей»
10. Статья в республиканское издание по обобщению опыта по формированию правильного произношения детей дошкольного возраста.