Оксана Муль
Педагогический проект «Волшебница Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Степашка»
Калманского района Алтайского края
Проект «Волшебница Математика»
Составители: Муль О. В., Дубинина Е. А.
с. Новороманово
Аннотация.
Проект "Волшебница Математика" направлен на создание условий в группе для самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с новыми требованиями. В нем поставлен акцент на один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Публикация «Педагогический проект „Волшебница Математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проект ориентирует педагога на осуществление интеграции различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребенка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя знания о математических понятиях.
В проекте помимо интересных форм работы с детьми, предложены описания продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребенка в процессе реализации поставленных задач.
Введение в проект.
Актуальность проекта.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать не стандартные решения.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математике в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, без условно, в детском саду. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой ребенок не все понимает, это не страшно, все равно какая - то часть услышанного и увиденного закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать, сравнивать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведение времени и он не захочет больше к этому возвращаться.
При знакомстве с математикой широко используются словесные, наглядные, проблемно - поисковые методы обучения, а так же метод практических заданий. Физкультминутки, которые входят в занятия представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно - моторной координации, а так же на закрепление математических занятий.
Многие родители полагают, что главное при подготовки к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения не долго выручают ребенка на уроках математике. Запас заучанных знаний кончается очень быстро и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводить к появлению "проблем с математикой".
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Волшебница Математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли в слух.
Вид проекта.
познавательно - исследовательский.
Участники проекта :
-дети старшей и подготовительной группы,
- воспитатели
- родители
Цель проекта.
Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи.
1. Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-10; разнообразных линиях.
2. Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
3. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Гипотеза реализации проекта.
Реализация проекта позволит детям старшего дошкольного возраста логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли в слух.
Ожидаемые результаты проекта у детей :
- расширит математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях.
- сформирует умение использовать знания в самостоятельной деятельности.
- получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука, используя её в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
У родителей:
- сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
- обогащение воспитательных умений, поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
У педагогов :
- использовать игровые упражнения в индивидуальной или кружковой работе.
-оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям в выполнении заданий математического характера, в подготовке к школе.
Реализация содержания проекта
При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.
Этапы реализации проекта.
Этапы Цели этапа Содержание
Вводный 1. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей
2. Разработка методического материала по проекту 1. Обследование уровня математических знаний у детей.
2. Ознакомление с литературой по теме «Формирование элементарных математических представлений». (Приложение №1)
3. Подбор занимательных математических игр и заданий, загадок и сказок. (Приложение №2)
4. Подготовка консультаций для родителей и педагогов. (Приложение №3)
Основной Раскрыть уникальность и неповторимость математических понятий на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей 1. Беседа о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях по схеме:
- как называется;
- описание;
- на что они похожи;
- где встречается в окружающей действительности.
2. Через исследовательскую деятельность находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей деятельности, в предметах ближайшего окружения, в природе.
3. Наблюдения.
4. Отгадывание загадок и придумывание своих.
5. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
6. Чтение разных сказок.
7. Разные виды театра. (Приложение №4)
8. Рассказывание сказки по схеме «Закончи сказку по- другому».
9. Подвижные игры и дидактические игры. (Приложение №5)
Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что - то новое. 10. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
11. «На что похожи цифры» (составление коллажей, альбомов»
12. Постройки из конструктора, из геометрических фигур и палочек.
13. Игры с цветными палочками Кюизенера. (Приложение №6)
14. Проведение физкультминуток. (Приложение №7)
15. Работа с родителями. (Приложение №8)
16. Совместные игры с родителями, занятия, развлечения. (Приложение №9)
Итоговый Презентация проекта. Представление продукта деятельности. 1. Поделки, коллажи, альбомы.
2. Математический КВН совместный с родителями. (Приложение №10)
3. Фотовыставки.
План-график проекта :
Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности Задачи Методы и приемы
ФЭМП Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями. Совместная организованная деятельность.
Дидактические игры.
Познавательное развитие Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Развитие речи Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Ознакомление с худ. литературой Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинить происходящие с ними события. Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Физ. воспитание Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Изо-деятельность Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов.
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Продуктивная деятельность Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда. Коллажи
Фризы
Альбомы детской деятельности
Поделки
Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
Создание мини-музея «Круга и шара» Познакомить детей с музеем, экспонатами.
Совместно с детьми и родителями создать мини-музей. Сбор экспонатов, подбор дидактических и подвижных игр, художественных произведений. Составление с детьми коллажей, фризов, сочинение и оформление сказок.
Содержание занятий 1 года обучение детей 5 - 6 лет.
Октябрь
Программное содержание
1. «Что общего и чем отличаются»
Учить сравнивать свойства предметов.
2. «Подбери по форме»
Закрепить свойства предметов.
3. «Найди, кто лишний»
Закрепить сравнивать свойства предметов.
4. «Какой фигуры не хватает?»
Закрепить свойства предметов.
Ноябрь
Программное содержание
1. «Что изменилось»
Учить находить свойства предметов.
2. «Третий лишний»
Учить детей умению сравнивать группы предметов.
3. «Четвертый лишний»
Закрепить умение сравнивать группы предметов
4. «Лабиринты: кто кому звонит?»
Закрепить умение сравнивать группы предметов.
Декабрь
Программное содержание
1. «Дорисуй и раскрась»
Учить соотношении: часть - целое.
2. «Продолжи закономерность»
Закрепить пространственные отношения: на, под, над.
3. «Найди одинаковые игрушки»
Учить пространственные отношения: справа, слева.
4. «Четвертый лишний»
Закрепить пространственные отношения: справа, слева.
Январь
Программное содержание
1. «Дорисуй»
Закрепить взаимосвязь между целым и частью.
2. «Чем отличаются клоуны»
Закрепить число и цифру 1.
3. «Поменяй признак»
Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.
4. «Лабиринты»
развивать глазомер и образное мышление
Февраль
Программное содержание
1. «Продолжи закономерность»
Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление
2. «Что общего»
Учить детей умению составлять равенства.
3. Соедини предметы»
Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.
4. «Дорисуй»
Закрепить числа и цифры 1-3.
Март
Программное содержание
1. «Догадайся, как надо раскрасить»
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.
2. «Разбей фигуры по признаку»
Закрепить число и цифру 4.
3. «Какой домик лишний и почему»
Закрепить представление о многоугольниках.
4. «Логические цепочки»
Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.
Апрель
Программное содержание
1. «Перехват»
Закрепить число и цифру 5.
2. «Обведи дорожки»
Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
3. «Раскрась»
Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.
4. «Раскрась так же»
Закрепить сравнение групп предметов по количеству.
Май
Программное содержание
1. «Что сначала, что потом»
Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.
2. «Приключение Красной Шапочки»
Закрепить пройденный материал.
3. «Праздник математики»
Закрепить пройденный материал.
Содержание занятий 2 года обучения детей 6 – 7 лет
Октябрь
Программное содержание
1. «Штриховка».
Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.
2. «Назови лишний предмет».
Развивать аналитическое мышление
3. «На что похоже?».
Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.
4. «Считай дальше».
Закреплять умение считать до 10.
Ноябрь.
Программное содержание
1. «Пройди по лабиринту».
Развивать зрительную ориентировку.
2. «Водяной – шутник»
Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.
3. «Расколдуй изображение».
Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.
4. «Рисуем бусы».
Называть цвета и показывать соответствующий карандаш
Декабрь.
Программное содержание
1. «Внимательные художники».
Развитие зрительного восприятия.
2. «Логическое домино».
Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.
3. «Сбежавшие числа»
Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.
4. «Нарисуй по памяти»
Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.
Январь.
Программное содержание
1. «Назови соседей».
Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному
2. «Большие и маленькие фигуры».
Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.
3.«Найди отличия»
Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие
4. «Роботы».
Закрепить геометрические фигуры
Февраль.
Программное содержание
1. «Лабиринт»
Развивать зрительную ориентировку.
2. «Где моё место?»
Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.
3. «Указываем направление».
Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.
4. «Кораблик Плюх – Плюх»
Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Март
Программное содержание
1. «Чудо – крестики»
Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.
2.«Найди и обведи».
Развитие мелкой моторики рук.
3. «Рисуем кошку»
Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.
4. «Колумбово яйцо»
Развивать геометрическое представление, наблюдательность.
Апрель.
Программное содержание
1. «Торопись, да не ошибись»
Закрепить знания состава числа первого десятка.
2. «Будь внимателен!»
Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке
3. Моделирование из геометрических фигур.
Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?
4. «Соедини точки по образцу»
Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.
Май.
Программное содержание
1. Логоформочки. «Крестики – нолики».
Научить детей Логоформочки
Математический праздник
Закрепить пройденный материал.
Приложение №1
Список литературы:
1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. «Чего на свете не бывает». М., «Просвещение», 1991г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение», 1991г.
3. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. «Развитие игры для дошкольника». Ярославль, «Академия развития», 1996г.
4. Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
5. Венгер Л. А., Яченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
6. Глаголева В. Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С. -Пб., «Детство-пресс», 1998г.
7. Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
8. Запорожец А. В., Усова А. П. «Сенсорное воспитание дошкольников», М., «Академия», 1963г.
9. Касабутский Н. И., Скобелев Н. Г., Столяр А. А., Чеботарёва Т. Н. «Давайте поиграем» (математические игры для детей 5-6 лет). М., «Просвещение», 1991г.
10. Квач Н. В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.
11. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
12. Смоленцова А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 1987г.
13. Сорокин А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
14. Соловьёва Е. П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.
15. Тикалкина Т. К. «Игровые занимательные задания по математике». М., «Просвещение», 1989г.
16. Тихомирова Л. Ф., Пасов Л. В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.
17. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, «Нар. асвета», 1976г.
18. Усова А. П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.