Зинаида Бойко
Педагогический проект «Войди в природу другом»
▼ Скачать + Заказать документы
«…И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».
К. Г. Паустовский
1. Тема проекта : «Войди в природу другом».
2. Разработала:воспитатель Бойко З. Н.
3. Вид долгосрочный (учебный год)
Публикация «Педагогический проект „Войди в природу другом“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
4. Цель проекта : сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.
Задачи проекта :
- Сформировать нормы правильного поведения в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка.
- Развивать потребность в общении с природой (показать красоту природы).
- Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Проблема:
Для детей группы характерно неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам природы небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Родители не обращают внимание на поведение детей в природе, мотивируют необходимость бережного к природе, утверждая, что так надо.
5. Ожидаемые результаты:
- Систематизация представлений детей о многообразии окружающей природы;
- формирование эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы;
- формирование понимания роли человека в природе, восприятия его как части природы;
- развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности;
- воспитание экологической культуры родителей.
6. Актуальность проекта.
Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Человек часть природы. Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения. С давних пор люди на Земле строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но для этого очень часто приходится уничтожать леса, где живёт много животных и растений. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого лесов становится меньше, а в реках и озёрах погибают рыбы. Многие растения и животные сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесённая природе. В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.
7. Выполнение проекта :
Девиз проекта :
Мы любим природу и бережём,
В обиду её никому не даём.
Чтоб природа человеку была рада,
Охранять её нам надо!
Этапы реализации проекта :
1 этап – теоритический
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по экологическому развитию дошкольников.
- анализ образовательной ситуации в группе;
- диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников;
- ознакомление с научно-методической литературой;
- изучение инноваций в системе экологического образования;
- изучение передового педагогического опыта;
- прохождение курсов по теме: «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольного возраста по экологии».
2 этап – практический
Цель: организация коллективного творческого поиска реализации экологического образования дошкольников.
- апробация воспитателем группы разнообразных форм и методов работы с детьми и их родителями;
- создание экологически развивающей среды:
(уголок природы в группе, сад, огород, цветник, экологическая библиотека, стена творчества, уголок наглядной агитации для родителей).
В работе с детьми:
1. Беседа «Мой край родной», «Планета земля в опасности». «Отчего плачут деревья», «Какую тайну мы знаем», «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано». «Что мы знаем о природе и её охране».
2. Использование в НОД экологических ситуаций и задач: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?» и т. д.
3. Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».
4. Игра-фантазирование «Что мы увидели в летнем…осеннем лесу?»
5. Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
6. Изготовление подарков для деревьев, кустарников и другой растительности.
7. Наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.
8. Трудовые экологические операции (посадка однолетников, деревьев, овощей и т. д.)
9. «Поляна чудес», «На лесной опушке» - экскурсии и целевые прогулки в лес, поле, на водоём, на которых рассказывается о правилах поведения в природе.
10. Конкурс «Знатоки природы», «Маленькие тайны природы».
11. Выставка поделок «Природа и фантазия».
12. Викторина «Знаешь ли ты природу родного края», «Дед-природовед». «Что, где, когда растёт в нашем крае», «Зелёный друг», «Остроглаз».
13. Выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен этот мир».
14. Операция «Зелёная аптека» - сбор лекарственных растений; «Скорая помощь» раненому дереву; «Птицеград» - сбор кормов для подкормки птиц; «Красная книга».
15. Экологический день «День природы», «День леса».
16. «Соловушка» - исполнение песен о природе и её охране.
17. Праздник «Лесная гостиная», «Цветочная гостиная».
18. «Лужайка-поиграйка» - час экологических подвижных игр «По лесной тропинке», «В лес по загадки», «Ключ старого леса», «Тропой Робинзона».
19. Утренник «Береги свою планету».
20. Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов. леса».
21. Сочинение сказки о любимом дереве, цветке, животном и т. д.
22. Аппликация «Цветущее дерево».
23. Лепка «Животные нашего края».
24. Загадки, пословицы о природе.
25. Чтение Е. А. Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».
26. Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе», «Пчела защищается вынужденно», «Природа создала репейник, чтобы он приставал», «Бездомному всегда плохо», «Представь себя маленьким червяком».
27. Пальчиковые игры и логические задачи по экологии.
28. Уроки нравственности с элементами экологии.
29. Изучение экознаков.
В работе с родителями:
1. Конкурс на лучшую фотогазету «Родная природа» (фотографии растений, занесённых в Красную книгу).
2. Наглядная информация «С природой на Вы», «Знайка и Незнайка» (о правилах поведения в природе, «Экологические события в стране…в родном городе».
3. КВН семейных команд «Любите родную природу».
4. Литературно-музыкальная композиция для родителей «Охранять природу – значит охранять Родину».
5. Конкурс плакатов «Прикоснись к природе сердцем».
6. Участие родителей в эколого-оздоровительных походах «Зов джунглей», «Поле чудес».
7. Совместное озеленение территории детского сада.
8. Выставка поделок из природного материала.
9. Анкетирование «Экологическое образование в семье», «Воздух в вашей квартире».
10. Родительское собрание «Тайны природы».
11. Беседа «Проблема мусора – мы можем это решить», «Общаемся с природой по правилам».
12. Консультация «Экология души».
3 этап – аналитический
Цель: обобщение опыта работы по экологическому образованию дошкольников.
- диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников;
- анализ результатов работы с родителями дошкольников;
- готовность педагога по экологическому воспитанию дошкольников;
- выявление проблем по организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому развитию детей.
Результат проекта :
Проект «Войди в природу другом» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. У детей сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка, первоначальные умения и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения, для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе, уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Дети видят многообразие значения природы, имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. Дети охотно общаются с живыми объектами, оберегают целостность, привычные условия существования, стремятся предупредить негативные поступки, свои и старших дошкольников. С помощью родителей вступают в активную защиту живого, пытаются поправить последствия неправильных действий. Мотивом такого отношения выступает понимание родителями и детьми самоценности живого, общая с родителями гуманная позиция. Дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.
8. Возможные способы внедрения проектной разработки в практику работы МБДОУ.
Педагоги, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространственно-развивающую среду, - это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников. Работа должна строиться с учётом системности, этапности и диагностического подхода.
В структуре экологического образования педагога можно выделить 3 аспекта:
- понимание экологических причин и проблем, их порождающих, формирование представлений о ценностях, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;
- уровень профессионального развития;
- использование личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, забота о психическом и физическом здоровье каждого ребёнка.
Педагог должен осознать актуальность проблемы экологизации образования, понимать единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, знать систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое образование дошкольников, уметь создать экологически развивающую среду в группе.
Педагог должен строить работу с учётом возрастных особенностей детей, познавательных интересов, индивидуально-личностных особенностей каждого ребёнка, уровня экологической воспитанности.
9. Финансовое обеспечение проекта : источниками финансирования проекта являются средства муниципального бюджета, внебюджетные средства.
10. Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями : семинары, мастер-классы, видео презентации.
11. Используемая литература:
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Т. Копцева «Природа и художник».
- Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду».
- А. Табиев «Экологическая азбука для детей».
- Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для детей», «Стихи и сказки о родной природе».
- Энциклопедии серии «Обо всём на свете».
- В. А. Степанова «Листок на ладони».
- Технология развивающего обучения «Здравствуй мир» - окружающий мир для дошкольников.
- В. А. «Тропинка в природу».
- Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
- Е. А. Алябьева «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».
- Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».
- Т. Б. Ладыгина «Стихи к летним детским праздникам», «Стихи к осенним детским праздникам».
- Т. Н. «Экологическая гостиная в ДОУ».
- В. Н. Черняева «Экологическая работа в ДОУ».
- С. Н. Николаева «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
- Т. В. Потапова «Экологическая культура в семье и детском саду».