маргарита курылева
Педагогический проект «Гендерный подход на занятиях физкультурой. Я — мальчик. я — девочка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Гендерный подход на занятиях физкультурой. Я - мальчик, я – девочка».
Социально- ориентированный, долгосрочный.
В современном обществе наблюдается ряд неблагоприятных фактора, связанных в том числе с проблемами полоролевой социализации - размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании, уже в дошкольном возрасте. [ 8.]
Проблема полового воспитания детей сложная и вызывает множество споров и противоречий, тем не менее, актуальность ее очевидна в наше время, как, возможно, никогда раньше.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Сегодня особо остро встают вопросы воспитания патриотизма, ослабленного ранее. «Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России»[3. с 350]
Воспитание гражданственности в детях, любви к своей стране без ценности института семьи, скорее всего, сложно осуществимо. Это подтверждает высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи»[ 9. ]
. Семья для ребенка- маленькая страна. От того, какая это семья, зависит вся дальнейшая жизнь маленького человека.
Федеральный проект «Крепкая семья» партии Единая Россия разработанный в целях сохранения и укрепления семьи ставит такие цели как:
Всестороннее социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи.
Построение системы коррекционной и координационной работы в области предупреждения развития социальных отклонений личности и семейного неблагополучия.
Пропаганда семейных ценностей [6 .]
Семью создают двое, мужчина и женщина. И именно тот неоспоримый факт, что между ними существуют физические, эмоциональные и другие различия [7.], определяет роль каждого в семье и обществе. Можно ли считать крепкой и счастливой семью, если границы маскулинности и феминности в ней размыты или стерты в общепринятом смысле. А современное состояние института семьи, это, по мнению многих исследователей[7. ] [8. ] размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность или не желание взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек. Современные средства информации так же не всегда способствую формированию у детей общепринятых понятий о роли мужчины и женщины, мальчика и девочки в семье и обществе. Поэтому важность полоролевого воспитания детей уже в дошкольном возрасте очевидна.
Аналогичные проблемы наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном Дошкольном Образовательном учреждении № 227 г. Саратова (далее МДОУ№227)
Для выявления проблемы были выбраны дети старшего возраста. Именно в возрасте 5-6 лет человек переживает сразу два этапа полового развития:
1й этап – формирование полового самосознания (от 0 до 6)
2й этап – усвоение половой роли (От 5 до 13)
По результатам наблюдения за детьми в процессе сюжетно – ролевых игр, специально организованных занятий, прогулок педагогами сделаны выводы, что большинство девочек более охотно берут на себя роли и обязанности, более характерные для мужского типа поведения. Например, выказывают желание участвовать в танце, традиционно исполняющем мальчиками, где ярко подчеркивается мужественность, физическая сила, в сюжетно – ролевой игре «Семья» в роли мамы выполняют функции и папы. Мальчики же, напротив, в игре избегают роль «главы семьи», предпочитая роль «брата». На занятиях физической культурой наблюдается у некоторых мальчиков, характерная для девочек, плавность и мягкость движений. Многие девочки наоборот, двигаются резко и тяжело, что характерно для мальчиков. Наблюдается не достаточная готовность детей к проигрыванию роли «мальчика» и «девочки», что противоречит Программе дошкольного образования, включающей в себя требование в формировании у ребенка гендерной принадлежности (образовательная область «Социализация»).
Анализ данных проблем, показал необходимость пересмотра образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива, внесения корректив в организацию взаимодействия с детьми и их родителями.
Необходимо выявить отношение родителей к проблеме гендерного воспитания. Ознакомить родителей с теоретическими знаниями полоролевого воспитания детей. Запланировать и провести совместные с родителями спортивные мероприятия, с акцентом на гендерные возможности и способности.
Повысить эффективность работы воспитателя и инструктора физической культуры, способствующей формированию у детей общепринятых понятий мужественности и женственности.
2 Цель проекта:
Создать условия для улучшения работы по гендерному воспитанию детей 5-6 лет в процессе занятий физической культурой. Привлечь к данной проблеме внимание родителей.
Создание условий для занятий физической культурой с учетом различных двигательных функций мальчиков и девочек.
Формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности.
Воспитание положительных отношений между полами
Обогащать представления ребенка о тех ролях, которые в обществе выполняют мужчины и женщины, мальчики и девочки.
Развивать физические качества и поведенческие стереотипы, соответствующие маскулинности и феминности.
Способствовать физическому, психическому и социальному благополучию детей.
4. На этапе выявления проблемы проведено анонимное. анкетирование родителей. Далее разработаны общие консультации, доступные для ознакомления всем родителям. Запланированы индивидуальные беседы и совместные с детьми мероприятия, а именно спортивные развлечения " А ну ка, мальчики!", " А ну ка, девочки!" Проведен спортивный праздник "Папа, Мама, Я - спортивная семья", на котором был сделан акцент на физические возможности и предпочтения разных полов. Родителям рекомендована к прочтению следующая литература ;Минина А. В. Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи. -М. ,2012, “Мир движений мальчиков и девочек”. С. О. Филиппова. Санкт-Петербург. Детсво-пресс. 2001. Рекомендовано для прочтения совместно с детьми произведение А Лопатина, М Скребцова "Беседы и сказки о семье для детей и взрослых"
Проведено исследование двигательных предпочтений мальчиков и девочек и сравнение его с результатом такого же исследования от 2019 г. Запланировано проведение аналогичного исследования в конце учебного года.
Проведено исследование физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей.
Внесены изменения в сетку занятий, а именно один раз в две недели занятие физической культурой проводится отдельно для мальчиков и девочек.
Начата разработка конспектов занятий физической культурой с более глубоким подходом к учету гендерных особенностей детей и физкультурных занятий с элементами познавательного полоролевого развития с показом иллюстраций.
Осуществляется подбор подвижных игр как отдельно "мальчиковых" и "девчачьих" так и совместных, с учетом распределения в них ролей.
Созданы условия для занятий физкультурой, с учетом полоролевых возможностей детей, а именно в зале выделены "мальчиковые" и " девчоночьи" зоны для самостоятельных и организованных занятий.
Проводятся подготовленные беседы с детьми:
"Кто я, мальчик или девочка?"
" Какой я, мальчик?"
"Какая я, девочка?"
"Папа и мама, роль в семье. "
" Я сегодня, я вырос. "
Проводятся индивидуальные беседы с детьми, в процессе возникновения ситуаций, требующих разрешения " проблемы полов".
Основные методы воспитания и обучения :
Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способов действий
Словесные: рассказ педагога, рассказ ребенка, беседа, чтение художественной литературы
Практические: упражнение
Воображаемая ситуация в развернутом виде: сюжетно - ролевые и подвижные сюжетные игры.
Вспомогательные:
Метод опосредованного педагогического воздействия: индивидуальные беседы
7. Так как корни данной проблемы в семье, Работа над реализацией проекта начата с работы с родителями. Было проведено анонимное анкетирование родителей и выявлено, что часть опрошенных родителей некомпетентны в данном вопросе, но хотели бы получить консультацию специалиста, другие не видят необходимости дифференцированного подхода к воспитанию. (приложение 1.) Для текущего контроля за изменением ситуации проводятся индивидуальные беседы, для выявления возникающих у родителей вопросов, связанных с проблемой. Итоговый контроль предполагает повторное анкетирование родителей, для выявления изменения отношения к проблеме полоролевого воспитания детей.
Сравнение результатов исследования двигательных предпочтений мальчиков и девочек (прилож 2) от 2023 и на время начала работы проекта (прилож 3) показало некоторые изменения в мнении детей, подтверждающее наличие проблемы в МДОУ № 227 у детей 5-6 лет. Текущий контроль реализуется в процессе наблюдений за детьми в процессе физкультурных занятий. Итоговый контроль для отслеживания наличия или отсутствия изменений показателей за время работы проекта будет осуществлен в конце учебного года методом опроса детей.
Диагностика физического развития, физической подготовленности и функционального состояния детей, не выявило кардинальных несоответствий с нормами. Наличие некоторых отклонений не доказывает наличие проблемы. Контроль за изменением ситуации методом тестирования показал незначительное изменение показателей. Итоговое тестирование для отслеживания количественных и качественных изменений запланировано на конец года.
Возможность наличия проблемы в МДОУ № 227 выявило случайное, выборочное наблюдение и возникла необходимость в проведении наблюдения сплошного и систематического, что и осуществляется на протяжении работы проекта. Не исключен метод случайного наблюдения.
Список литературы:
1. Полякова Т. В. Актуальность гендерного подхода в дошкольном образовании// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. матер XVI междунар. науч:-практич. конф. Часть II.- Новосибирск:СиБАК, 2012
2. Минина А. В. Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи. -М. ,2012.
3. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352 2005 - 2013
4. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М., 2008
5. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И. С. Клециной. — СПб. : Питер, 2009. — 496 с.
6. Федеральный проект «Крепкая семья» http://ks-er.ru/o-proekte/celi-i-zadachi/
7. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 167
8. Лежнина Ю. П. Трансформация гендерных ролей в современной России
(Опубликовано в журнале "Общественные науки и современность", 2013, №4, с. 165-176
9. Ф. Бэкон. Сочинения, т. II, СПб., 1874, стр. 29.