Ирина Злыгина
Педагогический проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Теоретическое обоснование проекта.
Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Данный проект является среднесрочным и рассчитан полгода, предназначен для детей среднего дошкольного возраста.
Концептуальные идеи проекта
- развитие ребёнка через организацию разных видов деятельности, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (сказками) и развития речи, основанной на сотрудничестве взрослого и детей, мотивации и предполагающую использование интерактивных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту (акции, выпуск плакатов);
- формирование основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру посредством знакомства со сказками и анализа поступков персонажей; воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях, формирование интереса к народной культуре (устное народное творчество, традиции) и осознание себя как носителя этой культуры;
- развитие индивидуальных и возрастных возможностей, потребностей и интересов ребёнка (доступность содержания, выбор форм и приёмов, направленность на формирование развития личности, предполагающей признание ребёнка главной действующей фигурой, признание его субъективного опыта, отношение как к равноправному участнику интересной для него деятельности;
- комплексно-тематический принцип планирования, обеспечивающий социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки мероприятий.
Принципы реализации основных концептуальных идей:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Цели проекта :
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с народным творчеством, фольклором;
- введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих развитию познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- развитие устойчивого интереса к устному народному творчеству (сказкам) как к произведениям искусства;
- создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта :
Дети:
- продолжать знакомить детей со сказками, расширять представления о них;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Используемые методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации и др.
Предварительная работа:
- тематическое оформление групповой комнаты;
- дополнение уголков в групповой комнате (книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, экологический уголок и др.) новыми материалами;
- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;
- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин, рисунки, театр «Би-ба-бо» и т. д.);
- рисование совместно с родителями, педагогами ДОУ героев любимых сказок.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2013 г. – март 2014 г.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Руководитель проекта : Бутнарь И. А. – учитель высшей квалификационной категории.
Рабочая группа (реализаторы) проекта : педагоги ДОУ, воспитатели, родители, дети.
Этапы проектной деятельности
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта)
Цель: разработка плана реализации проекта.
II. Этап – Основной (практический)
Цель: реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
III. Этап – Заключительный (контрольно-оценочный).
Цель: анализ и подведение итогов работы по реализации проекта.
Заключение.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.