Ольга Внукова
Педагогический проект «Умные пальчики» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей
и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Публикация «Педагогический проект „Умные пальчики“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребё нка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Понимание родителями значимости и сущности своевременного развития кистевой моторики оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут в будущем сформировать навык письма.
Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.
Паспорт проекта :
Тип проекта :
познавательно – исследовательский, игровой
Участники проекта :
воспитанники и родители воспитанников
I младшей группы, воспитатели
По продолжительности:
средней продолжительности (октябрь-ноябрь 2013 г.)
Цель:
развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй;формирование сенсомоторных способностей детей
Задачи:
1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
2. Способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук;
3. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук, обследовательские умения и навыки.
4. Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различии между предметами;
5. Стимулировать развитие активной речи;
6. Развивать мыслительные процессы, ощущение, восприятие, фантазию;
7. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.
Прогнозируемый результат:
1. повышение уровня развития сенсомоторных способностей у детей;
2. дети имеют представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
3. проявление активности воспитанников при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;
4. повышение интереса детей к играм
5. серьёзное отношение родителей к развитию сенсомоторных способностей у детей;
6. поддержание эмоционально положительного климата в группе;
7. создание игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя»
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный
(проектирование)
2. Технологический
(реализация)
3. Заключительный
(итоговый)
Образовательная деятельность:
1. Непосредственно образовательная деятельность
2. Образовательная деятельность в режиме дня
3. Образовательная деятельность
в процессе организации различных видов деятельности детей
4. Самостоятельная деятельность детей
5. Взаимодействие с семьями
Первый этап - подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта
Задачи:
1. довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
2. составить план мероприятий;
3. подобрать художественную, методическую литературу, игровой и дидактический материал для детей
Второй этап - технологический
Цель – развитие сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
ОО «Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
«Осенние листья»
Цель: учить различать цвета на примере осенних листьев; составлять осенний букет самостоятельно
«Игрушки для Миши и Мишутки»
Цель: учить детей подбирать картинки на основании величины изображенного предмета; называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изображённого предмета.
Наблюдения на прогулке
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Познавательно – исследовательская, продуктивная, конструктивная деятельность
Цель: развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста
«Дорожка для мишутки», «Стол и стул для матрёшек», «Заборчик для зайчика», «Скамеечка для куколки», «Горка для ребят», «Лесенка для лисички»
ОО «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Цель: развитие литературной речи; приобщение детей к словесному искусству; развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика : «Капуста», «Идёт коза – рогатая»,
«Стирка», «Семья», «Вышли пальчики гулять!», «Водичка, водичка!», «Мы готовим», «Мишка», «Уточка», «Овощи»,
«Травка – муравка», «Пальчики спят», «Строим дом», «Сорока – белобока», «Семейка», «Котик», «Часики», «Улитка»,
«Скачет зайка», «Ладушки, ладушки», «Мы делили апельсин»,
«Постираем бельё», «Маляр», «Наши уточки с утра», «Мышка»,
«Совушка – сова», «Руки в стороны», «Колобок», «Кораблик», «Считалка», «Дружные пальчики», «У меня пропали руки»,
«Села птичка на ладошку», «Пальчик – мальчик».
Чтение потешек, песенок, стихов, прибауток: «Мишка косолапый», «Наша Таня», «Зайка», «Ай, лады, лады», «Кот на печку пошёл», «Доброе утро», «Мы – строители», «Кошкин дом» и др.
ОО «Художественное творчество» Лепка
Цель: обогащать словарь детей и развивать мелкую моторику рук; развивать навыки различных приёмов лепки; формировать эмоционально – положительное отношение к процессу лепки. «Витамины в баночке», «Мяч для Тани», «Тарелка для каши», «Машина едет легковая», «Лечим чашку», «Заборчик для петушка», «Печенье для бычка», «Самолёт», «Пряники для мамочки», «Бабушкины пирожки»
ОО «Художественное творчество» РисованиеЦель: развитие творческих способностей детей; знакомство детей с правилами пользования карандашами, кисточками, красками; воспитывать у детей интерес к рисованию «Ковёр из жёлтых листьев», «Волшебные пальчики», «Сшили Тане сарафан», «Лесенка», «Салют», «Зёрнышки для цыплят», «Платье в горошек», «Цветочек для мамы»
ОО «Социализация»
Задачи: обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; формировать умения различать предметы по форме, цвету, величине; развивать память и внимание, речь детей;способствовать развитию у детей интереса к окружающему миру в процессе игр с игрушками, строительным материалом;
развивать сенсомоторные способностей детей
1. Дидактические игры: «Собери матрёшку», «Собери пирамидку»,
«Цветные чашечки», «Теремок»
Цель: учить детей различать вверх и низ предметов и соотносить их по размеру «Геометрическое лото», «Подбери ключик и замочек», «Найди домик», «Цветные палочки», «Цветные прищепки», «Найди такой же предмет», «Одевание фигур на палочки» и др.
Цель: учить детей подбирать предметы по цвету, форме, величине. «Собери картинку», «Чей малыш?», «Подбери одежду» и др.
Цель: развитие чувственного опыта детей.
2. Игры со шнуровкой
Цель: развитие мелкой моторики рук. «Бусы для мамы», «Нанизывание предметов одинаковых по форме, но разных по цвету», «Нанизывание предметов разных по форме и цвету» и т. д.
3. Игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, крупами, камешками и т. д.)
Цель: формирование умения включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним «Поможем Золушке», «Найди сокровища», «Разложи пуговицы», «Разложи макароны», «Чудесный мешочек»
4. игры с настольным и напольным строительным материалом
Цель: развитие умения детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддержание желания строить что – то самостоятельно.
«Курочка и цыплята», «Сделай цветочек», «Разноцветные дорожки», «Построим дом», «Гараж для машины», «Теремок»
5. Сюжетно – роллевые игры
Цель : развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
формирование начальных навыков ролевого поведения
«Устроим кукле комнату», «Напоим куклу чаем», «Зайка заболел»,
«Оденем куклу на прогулку», «Цирк зверей», «Семья» и т. д.
Третий этап - итоговый
Проведение совместной образовательной деятельности «Путешествие с домовёнком Кузей»
Взаимодействие с родителями
1. Статьи: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»;«Что такое сенсорика и почему так важно её развивать?»; «Игры на развитие сенсомоторных способностей»
2. Консультация - практикум
«Значение сенсомоторных способностей в жизни ребёнка»
3. Создание вместе с родителями игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя»
Продукт проекта :
Создание вместе с родителями игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя»
Результативность проекта :
1. у детей повысился уровень развития сенсомоторных способностей;
2. сформировались знания и представления о цвете, форме, величине предметов и положении их в пространстве;
3. дети проявляют активность при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;
4. у детей повысился интерес к играм на развитие сенсомоторных способностей;
5. родители стали более серьёзно относиться к развитию сенсомоторных способностей у детей;
6. в группе создан благоприятный микроклимат