Гриценко Вера
Педагогический проект «Учимся говорить, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми старшей группы, выявила, что у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. С целью решения этой проблемы разработала и реализовала проект : «Учимся говорить играя».
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, родители, специалисты ДОУ
Учитель-логопед – Шаметова Т. И.
Педагог-психолог – Панькина Татьяна Геннадьевна
Музыкальный руководитель – Котова Надежда Павловна
Публикация «Педагогический проект „Учимся говорить, играя“» размещена в разделах
Изоруководитель – Забалуева Алевтина Николаевна
Инструктор по физической культуре – Петрова Ольга Владимировна
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Этапы проекта :
I - Организационный (сентябрь 2018 года)
- Оценка уровня словесно-логического мышления;
- Постановка проблемы и цели.
-Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой
- Проявление интереса и помощь в подборе тематического материала.
-Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.
Участие в анкетировании;
Подбор дидактических игр, картотеки сюжетно-ролевых игр, наглядного материала (иллюстрации, зарисовки, схемы, алгоритмов составления рассказов)
II этап - Основной (октябрь 2018 г. – апрель 2019 г.)
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта :
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года», Перелетные птицы», «Космос».
Составь «Пословицы и поговорки»(работа с мнемоквадратами)
Пересказ сказки «Гуси- лебеди» по мнемотаблице Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок.
Составление предложений о весне, птицах, планетах по мнемодорожкам. Мнемотаблицы, мнемокавдраты для составления рассказов.
Дидактические игры «Звуковые кармашки», Рассели по домикам».
Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника)
Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям.
Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.
«Найди по описанию»;
«Узнай и назови»;
«Загадки о животных;
«Цветы»;
«Звуковая ромашка», «Кто в домике живёт». «Угадай кто?» Размещение игр в центры активности «Собери поговорку»
«Расскажи сказку».
Познавательное развитие Беседы «Перелётные птицы».
Наблюдения за объектами и явлениями природы.
Н / п игры на тему «Перелётные птицы», «Космос».
Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Консультация для родителей «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников».
Проведение индивидуальных бесед с родителями;
Художественно-эстетическое развитие «Рисуем слова».
Графическая зарисовка мнемотаблиц.
Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями.
Продукт проекта :
Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.
Мнемоквадраты
Мнемопоговорки, мнемозагадки.
Дидактические игры по мнемотехнике
Презентация проекта : «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности»
Рефлексия: В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи детей.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.
Заключительный (май 2019 года)
- Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта.
- Создание детьми своих творческих мини-проектов : рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
В результате реализации проекта у детей :
- улучшились показателей связности речи;
- сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- родители проявили большой интерес к теме проекта.
Применение разнообразных схем, алгоритмов, развивающих технологий, проекта «Учусь говорить красиво» отражается в положительных результатах: дети свободно составляют описательные рассказы по картинкам, схемам, пересказывают знакомые сказки, составляют сказки на «новый лад».