Иванова Инна
Педагогический проект «Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2–3 лет
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Дидактическое пособие «Тактильные мешочки» предназначено для детей от 2 до 3 лет.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Педагогический проект „Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные, тактильные мешочки
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Набор «Сенсорных (тактильных) мешочков» - это прекрасное пособие для развития мелкой моторики и сенсорики реб нка. Мешочки поощряют любознательность, стимулируют развитие чувств реб нка и обеспечивают бесконечные возможности для неструктурированной игры
Значение развития мелкой моторики:
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи реб нка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
Развитие речи реб нка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук (то есть от развития мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды). Если эти движения соответствуют возрасту реб нка, то и развитие его речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Потому и педагогам, и родителям, следует, занимаясь с детьми, использовать игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.
Познание окружающего мира так же начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Одна из эффективных дидактических игр, предназначенных для развития мелкой моторики и сенсорного развития детей - «Сенсорные (тактильные) мешочки». Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо е нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными, и длительностью не более 5 минут.
Цель пособия: сенсорное развитие детей раннего возраста
Задачи:
1. развивать мелкую моторику пальцев рук;
2. учить анализировать тактильные ощущения;
3. развивать речь, воображение, эмоциональную сферу детей;
4. расширять словарный запас.
Данное пособие представляет собой комплект парных мешочков с разнообразным наполнением. У меня это:
• Крупы (манка, гречка, рис)
• Бобовые (горох, фасоль)
• Пуговицы, ракушки, синтепон, шарики, гайки, гремелки, шуршалки и др.
Пособие состоит из парных мешочков с одинаковым наполнителем. Один полностью изготовлен из ткани, и содержимое его можно определить только по тактильным ощущениям. Второй мешочек - прозрачный, при его обследовании подключается зрительный анализатор.
Сами мешочки сшиты из разнообразной ткани: бязи, ситца, атласа, креп-сатина, флиса.
Занимаясь с ребятами в этой сенсорной зоне, вы разовьете у них память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Это простое занятие побуждает детей к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.
От тактильных ощущений напрямую зависит развитие речи и чем лучше они развиваются, тем быстрее и активнее развивается речь ребенка. Сенсорные мешочки - это мешочки, в которые помещаются мелкие предметы. Играя с ними, ребенок понимает, что на первый взгляд похожие предметы могут быть разные на ощупь, по-разному весить, издавать разные звуки, быть разного цвета. Ребенок учится анализировать, сравнивать и находить подобное и различное. В процессе игр с мешочками происходит развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, интеллектуальных способностей, речи, мелкой моторики.
Работа с данным пособием будет способствовать развитию у ребенка концентрации внимания, мелкой моторики, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, утончению тактильных ощущений. Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы. А выбор упражнений – простор для педагогического творчества. Предлагаю вашему вниманию следующие варианты игр с сенсорными мешочками:
Примеры игр и заданий с сенсорными (тактильными) мешочками:
1. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем, учимся давать описание тому, что «прячется» внутри мешочка (форма, размер, есть ли звук).
2. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с мягким наполнителем, все т мные или светлые и т. п.)
3. «Угадай, что внутри?»
Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.
Содержание игры: Ребенок выбирает непрозрачный мешочек, на ощупь определяя его содержимое.
Какие предметы можно положить в волшебный мешочек :
- ластик (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный)
- карандашик
- клубок ниток
- пальчиковая батарейка
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- пуговицы (круглые или квадратные)
- природный материал (ракушки, шишки, желуди, каштаны)
Воспитатель: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».
4. Использование прозрачных и цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, оказываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных цветных с очень различными формами и просим отыскать такой же.
5. «Найди на ощупь»
Цель: формировать умение детей на ощупь найти мешочек с заданным предметом.
Содержание игры: Постепенно усложняем игру 3, добавляя количество непрозрачных цветных мешочков, давая детям задание найти на ощупь определенный предмет.
6. Использование прозрачных и непрозрачных цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные мешочки, в другую - непрозрачные. Берем непрозрачный, пытаемся определить содержимое и потом находим его в прозрачном.
7. Использование прозрачных и цветных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные пакетики, в другую - не прозрачные. Дети берут и выстраивают два параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.
8. «Найти пару для своего мешочка»
Цель: формировать умение детей найти парный мешочек с заданным предметом.
Содержание игры: Использование прозрачных и однотонных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Воспитатель просит ребенка найти и выстроит два параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.
9. «Рассади цыплят».
Цель: формировать знание детей определять звучание мешочка (шуршит, гремит, звенит и т. д.)
Содержание игры: Усложняем игру 7.
Воспитатель: «Рассади ж лтых цыплят на цветные мешочки с таким же наполнением, как в цыпл нке».
10. Ходим по непрозрачным цветным мешочкам, бегаем и прыгаем (заниматься следует босиком или в тонких носках) - массаж стоп.
11. «Ходим» по непрозрачным цветным мешочкам руками (массаж рук).
12. Переносим непрозрачные мешочки на голове (упражнение для осанки).
13. Переносим непрозрачные мешочки на спине (ползком на четвереньках) – «перевозим цыплят».
14. Бросаем непрозрачные цветные мешочки навесом или метаем из-за головы в цель (например: в коробку или обруч) - развиваем мышцы рук, совершенствуем координацию.
15. Жонглируем (подбрасываем непрозрачные цветные мешочки одной рукой, ловим другой; подбрасываем и ловим одной и той же рукой; подбрасываем мешочек вверх и ловим его развернув ладонь захватом сверху; взяв в каждую руку по мешочку, подбрасываем и ловим сразу два мешочка; кладем мешочек на стопу, а затем подбрасываем вверх и ловим руками и т. д.).
16. Ложимся животом на фитбол и, перекатываясь впер д, доста м мешочки с пола (упражнение выполняется с помощью взрослого).
17. Подвижные игры. Играют несколько человек, бросая мешочек навесом друг другу в руки (по кругу, постепенно увеличивая скорость. В дальнейшем игру можно усложнить, используя два или три мешочка, тогда не успев кинуть один мешочек, нужно уже поймать другой.
18. Из тактильных разноцветных мешочков можно выкладывать многослойные «торты», строить башенки с определ нным количеством (или свойством) мешочков.
19. «Сортировка» – мешочки сортируются по группам в соответствии с определ нными свойствами: съедобное и несъедобное содержимое, л гкие и тяж лые, со звуком и без, мягкие и ж сткие.
20. Мешочки можно использовать как материал для других игр, например
"Какой мешочек пропал?", "Какие мешочки поменялись местами?", вправо-влево.