Елена Кирпиченко
Педагогический проект «Страна букв»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «СТРАНА БУКВ»
Основания для разработк
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Актуальность проекта
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.
Темочки:
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.
Основная идея проекта
Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «воспитатель и родители».
Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков, ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях.
Цель проекта: Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Повысить эффективность НОД по подготовке к обучению грамоте;
• Закрепить образ букв;
• Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
• Уточнить понятия «звук» и «буква»;
• Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
Развивающие:
• Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
• Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
• Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Воспитательные:
• Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
• Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Сроки и этапы реализации проекта: С 01. 02.23 по 28.04.2023
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
• подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
• основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
• заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
Формы реализации проекта, основное содержание деятельности
Развивающая предметно-пространственная среда:
• подбор художественной литературы;
• дидактические игры;
• ТСО.
Самостоятельная деятельность детей:
• рассматривание иллюстраций букв в азбуках;
• рассматривание книг;
• чтение книг «Читаем по слогам»;
• рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
• беседы;
• чтение художественной литературы, сказок;
• экскурсии;
• выставки.
Совместная свободная деятельность детей и родителей:
• заучивание стихотворений о буквах,
• чтение сказок, рассказов о буквах;
• пополнение книжного уголка;
• посещение выставок детского творчества в детском саду;
• совместная продуктивная деятельность (изготовление букв из различного материала).
Работа с родителями:
• индивидуальные беседы, консультации.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Для детей:
• Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
• Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
• Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
• Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.
• Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
• Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
Для педагогов:
• организация выставки «Моя любимая буква»;
• презентация проекта – КВН «Моя любимая буква»;
• фотоотчёт;
• оформление альбома «Моя любимая буква»;
• оформление проекта.
Для родителей:
• содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
• рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
• укрепление детско-родительских отношений.
Система организации контроля реализации проекта: Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и воспитатель ДОУ.
Ресурсная база для реализации проекта
Кадровый ресурс:
Педагоги: воспитатели группы.
Администрация ДОУ: руководитель
Родители воспитанников.
Материально-технический ресурс:
• групповое помещение;
• музыкальный зал;
• технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т. д.);
• наглядно-методические пособия;
• методическая литература.
Информационный ресурс:
• использование ИКТ;
• обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
• изучение методической литературы;
• участие в конкурсах и выставках различного уровня.
План реализации проекта:
Этапы проекта:
Подготовительный (мотивационный)
Совместная деятельность педагога с детьми
• Постановка проблемы.
• Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома».
• Беседа «Почему я хочу в школу?».
• Экскурсия в ДБ «Путешествие в книжное царство».
• Виртуальная экскурсия в библиотеку «Мои любимые сказки».
• Выбор варианта названия проекта.
Взаимодействие с семьей
• Консультации для родителей:«Учите,играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».
Основной (проектирование проектной деятельности)
Совместная деятельность педагога с детьми
• Изучение и анализ материалов по теме.
• Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.
• Составление перспективного плана.
• Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.
• Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
• Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД.
• Реализации основных видов деятельности.
Взаимодействие с семьей
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление букв из различного материала).
• Подбор и заучивание дома с детьми стихотворений о буквах.
• Помощь в пополнении книжного уголка книгами «Читаем по слогам».
• Наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки).
Образовательные области.
Виды деятельности
«Социально-коммуникативное развитие»
• Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги».
«Речевое развитие»
• Ежедневная артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т. д.
• Проведение НОД по обучению грамоте:
«Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя».
Обогащение словаря детей:
• Заучивание загадок, стихотворений о буквах.
• Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.
• Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н. Федотова «Домашняя читалка», Г. А. Глинка «Буду говорить читать, писать правильно».
«Художественное – эстетическое развитие»:
Продуктивная деятельность
• Аппликация« «Буквы разные«, «Обложка азбуки».
• Рисование «На что похожа буква».
• Лепка букв из солёного теста и их раскрашивание.
• Ручной труд – ремонт книг в группе.
• Самостоятельное детское творчество.
• Помощь в оформлении выставок в группе.
• Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука».
• Конструирование:
• Поделок из природного материала: «Буквы»;
• Из бросового материала: «Буква моего имени»;
«Физическое развитие»:
• Проведение утренней гимнастики «Буквы», НОД по физическому развитию, тематические прогулки:«Путешествие в Букварию», «Остров любимых букв».
«Познавательное развитие»
• Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках (В. А. Степанов «Азбука и букварь», Л. Е. Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т. д.).
• Тематические занятия, беседы.
• Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай», развивающий мультфильм для детей «Алфавит».
Игровая деятельность
• Дидактические игры: «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово».
• Настольно-печатные игры: пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово».
• Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …».
• Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека».
Организация предметно-пространственной развивающей среды
для самостоятельной деятельности детей
• Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках.
• Чтение книжек-малышек (читающие дети).
• Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме.
• Создание уголка «Книжкина больница».
• Организация выставки «Моя любимая буква».
Презентация продуктов проекта:
• Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Моя любимая буква»;
• Дидактические игры своими руками «Мягкие буквы», «Собери слово», «Отгадай слово»;
• Выставка книг «Читаем по слогам».
• Презентация проекта – КВН совместно с родителями «Моя любимая буква»;
Заключительный этап
Подведение итогов проектной деятельности (оценка, самооценка педагога)
ВЫВОДЫ:
1. Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.
2. Родители воспитанников приняли активное участие в проекте. На индивидуальных консультациях родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Ими были созданы буквы для выставки «Моя любимая буква». Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.
В заключении хотелось бы сказать, что мы живём в такое время, когда необходимо менять отношение к себе, как профессионалу: от консервативного «так живётся спокойнее» на позитивное «мне и это по плечу».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Маханева М. Д., Гоголева Н. А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие, 2010.
2. «Солнечные ступеньки» Рабочая тетрадь 1,2. – М., 2021.
3. О. С. Ушакова «Развитие речи». Конспекты занятий для подготовительной группы. – Москва, изд. «Вентана-Граф», 2015.
4. Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа». – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
5. Т. А. Куликовская «Говорим и играем». Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
6. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. О. Н. Левик «Азбука-читалочка. Я учусь читать». Издательство «Улыбка» 2013.
Интернет-ресурсы:
8. http://infourok.ru
9. http://www.maam.ru
10. http://nsportal.ru