Екатерина Демина
Педагогический проект «Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!»
Вид проекта : долгосрочный (октябрь-апрель).
Тип проекта : информационно – исследовательски - творческий
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели старшей группы, родители воспитанников старшей группы, музыкальный руководитель, хореограф
Публикация «Педагогический проект „Сколько времени скажи? Посмотрите на часы!“» размещена в разделах
Актуальность: «А через сколько придёт мама? А когда мы пойдём на улицу? А сколько нам осталось гулять? А во сколько мы будем кушать? А сколько сейчас времени?». Как часто мы слышим такие вопросы от наших воспитанников. Казалось бы, обычные вопросы и взрослый легко может дать на них ответ. Вот мы и отвечаем: «Через 15 минут», «В час». Для взрослых всё просто и понятно. Но, что понятно ребёнку? Что для него значит 15 минут? Задавшись этими вопросами, я решила узнать, есть ли у детей интерес к часам и потребность в знаниях о времени и часах.
Проблема. За завтраком я объявила детям, что сегодня в 10 часов утра, к нам приедет театр, но свои наручные часы я оставила дома и не могу следить за временем, поэтому ребята должны сами следить за временем. Заигравшись, ребята перестают смотреть и на часы. В 10:30 заходит младший воспитатель и сообщает о том, что театр уже уехал, и мы пропустили представление. Мы с ребятами садимся на ковёр и начинаем «искать причину» почему так произошло. Ответ таков, мы не следили за временем и поэтому пропустили представление. Вывод: нужно научиться пользоваться часами и понимать время.
Цель проекта : Формирование знаний детей о временных рамках при использовании различных моделей часов.
Задачи проекта :
- развивать у детей представление о времени;
- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображения детей;
- активизировать участие родителей в творческой, познавательной практической областях жизни ДОУ.
Ожидаемые результаты. Обновление предметно-развивающей среды группы (картотека настольных игр, игровой материал, наглядный материал.) Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей. Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения. Овладение детьми элементарными навыками понимания времени при использовании различных моделей часов.
I этап. Подготовительный.
- Сбор информации на темы: «История часов», «Время» и т. д.
- Подготовка предметно-развивающей среды в группе
- Подбор художественной литературы
- Оповещение родителей о предстоящем проекте (конкурсах)
- Установка в группе и на улице больших часов
- Создание и подбор наглядно-дидактического материала
II этап. Основной.
Образовательные области Компоненты образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
- «Поставь стрелку на часах»
- «Точное время»
- «Правильное время»
- «Определи который час» и т. д.
- Сложи картинку «Часы»
- Игра-пазл «Время»
- Игра-лото «Детям о времени»
Беседа:
- «День и ночь»
- «Для чего нужны часы?»
Сюжетно-ролевые игры:
- «В магазине часов»
- «Часовщик»
- «Фабрика часов»
- «Часовая мастерская»
Составление сказки «В стране часов»
Познавательное развитие
Просмотр слайд-шоу «Как возникли часы?»
Просмотр слайд-шоу «Время и часы»
Просмотр: «Сказка о потерянном времени»
Эксперимент «Песочные часы»
Эксперимент «Солнечные часы»
Речевое развитие
Пословицы (про минуту, про час, про время)
Загадки
Заучивание и прослушивание стихотворений («Минута», «Часы», «Королевство минуток», «Там на мамином комоде», «Время времечко бежит»)
Художественно-эстетическое развитие
Лепка из соленого теста «Часы»
Конструирование «Циферблат»
Рисование «Часы-мечты»
Рисование «Мой распорядок дня»
Поделка «Мои наручные часы»
Прослушивание звуков различных часов, звуков будильника.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Стрелки», «Бой куратов»
Физминутки: «Часы», «А часы идут-идут», «Часики», «Утро-день-вечер-ночь»
Зарядка: «Часы»
Пальчиковая гимнастика: «Часы»
Пальчиковая игра: "Часы "
Работа с родителями - Конкурс семейных творческих работ «Домашние часы»
- Репетиция театрализованного представления
- Создание и оформление папки-энциклопедии «Часы»
- Присутствие родителей на занятиях (просмотр фильма, просмотр слайд-шоу)
- Создание и оформление мини-музея «Коллекция часов»
- Домашний эксперимент «Песочные часы»
III этап. Заключительный.
- Заключительный концерт
- Выставка семейных конкурсных работ (подведение итогов)
- Мини-музей «Коллекция часов»
- Папка-энциклопедия «Часы»
IV этап. Анализ работы.
- Подведение итогов проделанной работы.
- Оценка достижения поставленных целей и задач.
- Обобщение и распространение педагогического опыта.
Текст к слайдам «Время и часы»
Слайд 1. Сегодня мы с Вами поговорим на такую тему как «Время и часы». Узнаем много нового и интересного.
Слайд 2. Что такое время? Давайте немного поразмышляем о времени. Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой — рекой времени.
Слайд 3. Время состоит из часов и минут. Каждая стрелка ведёт свой счёт времени. Большая стрелка считает минуты, маленькая стрелка – часы.
Слайд 4. Но ещё на некоторых часах бывает и третья стрелка – секундная, она отсчитывает секунды. На этих часах она отмечена красным цветом. На других часах её также легко узнать, потому что она самая тоненькая. Так давайте же разберёмся что такое эти секунды, минуты и часы.
Слайд 5. Секунда.
Скажу я «раз» - пройдет секунда.
Скажу я «два» - пройдёт вторая.
Вот так часы везде и всюду
Секунды без конца считают.
Тик-так, тик-так – часы идут
И по секундам счёт ведут.
Давайте рассмотрим часы на картинке вверху. У них есть циферблат, на котором нарисованы цифры и стрелки. Самая тонкая стрелочка называется секундной. Она быстрее других стрелок успевает обежать циферблат.
Слайд 6. Минута.
Секундная стрелка проходит по кругу 60 раз и отсчитывает одну минуту. Одна минуту – это 60 секунд.
Часы уверенно идут,
И вот прошла уже минута.
В ней целых 60 секунд!
Запомнить это нам не трудно.
Теперь – тик – так часы идут
И по минутам счёт ведут.
Посмотрите на часы на картинке вверху. Вы, наверное, без труда нашли секундную стрелку. Теперь покажите минутную стрелку, она немного толще секундной.
Слайд 7. Минута тоже проходит по кругу 60 раз и образует 1 час.
В одном часе – 60 минут.
Часы без устали идут,
Хотите, удивлю я Вас?
Проходит 60 минут
И – превращают время в час.
Бим - бом – часы на стенке бьют
И счёт часам уже ведут.
«Выиграешь минуту – потеряешь час». Как вы думаете, почему так говорят. Эта пословица о том, что никогда не надо спешить. Лучше один раз постараться выполнить работу хорошо, чем потом несколько раз переделывать её.
Вы уже знаете, как выглядят секундная и минутная стрелки. Теперь найдите на часах на картинке вверху часовую стрелку, она самая тостенькая.
Слайд 8. Так стрелки бегут и бегут, отсчитывая время. С утра и до самой ночи. Так проходят сутки. Сутки – это 24 часа. И за эти часы наступает утро, день, вечер и ночь.
Слайд 9. Утро.
Я с улыбкой просыпаюсь,
Умываюсь, одеваюсь.
Думаю, что это мудро,
Начинать улыбкой утро!
Ребята, а что Вы делаете по утрам? А какие слова говорите? Что происходит утром?
Слайд 10. День.
Полон день забот, хлопот,
Быстро времечко идёт.
Надо только захотеть -
Сможешь многое успеть.
А какими делами мы занимаемся днём? А как здороваемся? Что происходит днём?
Слайд 11. Вечер.
Вечерами, отдыхая,
Славно посидеть за чаем.
Телевизор посмотреть,
Поиграть, пошить, попеть.
Ребята, а что Вы делаете вечером? А какие слова говорите друг друг при встрече? Что происходит вечером?
Слайд 12. Ночь.
Подустали мы немножко.
Ночь крадётся чёрной кошкой.
И по звёздный перезвон
Сказочный мурлычет сон.
Ребята, а что Вы делаете ночью? А что говорите перед сном? А что происходит вокруг нас ночью?
Слайд 13. Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает? Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают". Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" — заметили люди. Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела. Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время не остановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед. Так что давайте беречь время и не терять ни минуты.