Ия Владимировна Кудрина
Познавательно-исследовательская технология «Путешествие по «Реке времени». Тема: «Часы».
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): «Часы».
Возрастная группа: подготовительная.
Форма НОД: технология познавательно-исследовательская «Путешествие по «Реке времени»
Форма организации: групповая.
Публикация «Познавательно-исследовательская технология „Путешествие по „Реке времени“, Тема: „Часы“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Учебно-методический комплект: Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
Средства:
наглядные: демонстрационный материал часы, раздаточный материал картинки часов, коробка с сюрпризом, ключ.
мультимедийные: слайдовая презентация
ЗАДАЧИ
1. Познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о разнообразии часов.
2. Формировать ценностное отношение к времени, чувство времени.
3. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
4. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
I. Обсуждение реального события
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут… Я работаю в музее. А вы были когда-нибудь в музее?
Ответы детей
- Вы правы, музеи разнообразны. Ребята, для того чтобы узнать, что хранится в нашем музее, я вам предлагаю отгадать, какой предмет лежит в этой коробке. Мы можем поиграть в игру «Да - нет». Вам знакома эта игра? Задавайте мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет». Если дети затрудняются, то предложить им игру «отгадай по рисунку», который буду рисовать при них.
II. Постановка целей исследования
- Да, в нашем музее представлена история часов.
- А что мы знаем о часах? Для чего нужны часы? Всегда ли были часы? Какими были часы раньше и как люди узнавали который час? Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
- Тогда отправляемся в путешествие по музею. Но у меня к вам серьёзная просьба, через 20 минут мне надо сделать важный звонок. Поможете мне следить за временем? А то вдруг я увлекусь рассказом.
- Спасибо. Тогда предлагаю вам выбрать, по каким часам будем отслеживать время. Часть музейной экспозиции представлена на этом столе. Посмотрите какое разнообразие современных часов. А как они работают (ходят? Ой, ребята, а эти часы стоят. Почему?
- Да, в наше время используют электронные часы, на батарейках или электрические, которые работают от электричества. Каждый из вас может выбрать часы, по которым будет отслеживать время. Вы умеете это делать?
-А у ваших родителей есть часы? Посмотрите на мои картинки с часами. Как вы думаете, кому они могут принадлежать?
(ответы детей)
- А как вы думаете, в старину, когда ваши прабабушки были ещё маленькими, часы были? Хотите об этом узнать? Пройдёмте в следующий зал.
- Ой, здесь ключ. Как он оказался в музее часов, наверное из музея ключей или я что-то путаю? А вы как думаете, ребята, он случайно сюда попал? Что заставляло эти часы ходить?
- Человек придумал специальный механизм, который заставлял двигаться стрелки. Поэтому и часы называются механическими, их надо постоянно заводить. Если забыл завести, то часы останавливались. Поэтому современные часы удобнее, заводить не надо.
- У нас есть ещё время? Ребята, все картинки перепутались. Помогите разложить их на группы по месту их расположения (нахождения) или где их носили, куда надевали.
- Какие группы часов у вас получились? (ответы детей) Да, вы правы. Часы бывают наручные, карманные, настенные, настольные, напольные, башенные. Порядок навели, спасибо.
- Как у нас со временем, ребята? Хорошо. А как вы думаете, давным-давно, в древности, как люди отмеряли время? Как ещё можно измерять время?
- Предлагаю вам посмотреть на экран.
Слайд 1-4. Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Вкопал человек в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделит его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Изобрели первые часы древние египтяне, где стрелкой работала тень.
Слайд 5. На смену солнечным часам пришли водяные. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Вода вытекает из сосуда, время уходило. А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т. е. завести водяные часы. И решили люди другие часы придумать.
Слайд 6-7. Огневые или свечные часы. Это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени.
Слайд 9. Песочные часы. Они быстро распространились. Этому способствовали их простота, надежность, низкая цена и не в последнюю очередь возможность измерять с их помощью время в любой момент дня и ночи. Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора.
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Ни один век прошёл от солнечных часов до современных. А чтобы проследить этот путь можно обратиться к «реке времени».
- Река начинается в далеком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки, в настоящее время, где живём мы с вами. Интересно, а как заполните вы «реку времени»? У нас на это осталось ещё время (Если самостоятельно дети не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать)
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
- У нас осталось ещё время? Посмотрите на реку времени, что вы увидели? (В древности они были такими, в старину вот такими, а в современности такими.) Посмотрите, сколько разных часов на «реке времени» в современности. Мало часов в древности. Почему? (Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления; комментирует высказывания; проявляет уважение к детским высказываниям. Дети собирают таблицу: древность, старина, современность. (проверка, трудности); выстраивают порядок и последовательность; наблюдают за преобразованием; выражают собственные мысли)
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Спасибо, вам, ребята. Берегите, цените время.
- Вы можете «реку времени» в группе повесить на стене. (Педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени». Дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
- Как у нас со временем, ребята? Вы можете дополнить «реку времени» картинками часов, которые принесёте из дома.