Юлия Павловна Бронивец
Педагогический проект «Сибирская сокровищница»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Байкал - это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души наших пращуров, ни грядущие поколения не простят нас, если мы не сохраним чистоту Байкала, если позволим победить близорукой жадности, а не расчетливой мудрости.
Алексей Яблоков
При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.
Публикация «Педагогический проект „Сибирская сокровищница“» размещена в разделах
Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
Проблема сохранения экоболанса Байкала не чужда и нам, братчанам. Ведь наш прекрасный город расположен на Ангаре - единственной реке, вытекающей из Байкала.
Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» ~ один из этапов долгосрочного проекта по ознакомлению детей нашего ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.
Цель проекта:
Познакомить детей с водными достопримечательностями нашего региона - озером Байкал, рекой Ангарой, растительным и животным миром Приангарья. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Гипотеза:
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с озером Байкал, рекой Ангарой, их расположением на карте, уникальностью.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне озера Байкал, р. Ангары, Братского моря.
3. Дать знания детям о коренных жителях данных мест, познакомить с их самобытностью.
4. Познакомить с промышленными объектами, построенными на берегу Байкала и Ангары, их влиянии на экосистему озера.
5. Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста, их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Реализация проекта:
П
риемы накопления опыта:
Образовательные ситуации по знакомству с Байкалом (беседа «Заповедник Байкала». «Чудо зовется Байкалом», «Ты обижен Байкал» и др.)
Чтение легенды «Богатырь Байкал», «Ангарские бусы» - обсуждение прочитанного.
Рассматривание карты озера Байкал, Ангара, «Братское море» - ориентировка по ней.
Беседа «Заповедник Байкала».
Рассматривание книг, открыток, фотоальбомов (о рыбах, птицах, растениях, животных)
Поэтическая страничка. «В стихах и полотнах воспетый Байкал» (Стихи о Байкале и Ангаре, рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение стихов;
Рассматривание фотокниги «Ангара - дочь Байкала»
Чтение страниц из «Жалобной книги природы Байкала»
Прослушивание песен «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре» и др.
Просмотр видеокассет из серии «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «Дикорастущие цветы Байкальских побережий и гор», «У края чарущий бездны».
Актуализация опыта:
П/игра «Волк и ягнята» (бурятская, «Иголка, нитка и узелок» (бурятская, «Ищем палочку» (бурятская, «Солнце» (эвенкийская)
режиссерская игра «Встреча на берегу Байкала»
Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»
Игровые задания «Путешествуем по карте»
Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды
Задания на смекалку (ребусы, лабиринты и др.)
Сюжетно – ролевые игры «Рыболовецкое судно», «Туристическая прогулка по Ангаре»
Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома.
Заучивание стихотворения «Седой Байкал», «Сибирская красавица».
Оформление опыта:
Лепка из соленого теста (нерпа, медведь, соболь и др.);
Рисование на байкальских камнях: «Цветущая Сибирь»
рисунки детей «Каким я вижу Байкал», «По Ангаре»
Плакаты «Берегите Байкал», «Величавая Ангара»
буклеты «Чудо зовется Байкалом»
аппликация с элементами бурятского орнамента (рукавичка,
ковер)
Создание «Красной книги Приангарья»
Изготовление макетов «Легенда о Байкале и Ангаре»,
Презентация проекта «Байкал – жемчужина Сибири» с экскурсией по мини-музею
Взаимодействие с семьей
Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Мы любим Байкал»
Фотовыставка «Байкал и Братское море – любимые места отдыха Братчан»
Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал»
Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков»
Участие в создании мини – музея: сбор литературы, поделок, открыток, занимательного материала и др. по теме
Создание коллекции «Ластоногий символ Байкала»
Конкурс поделок «Парусники на Братском море»
Фотоколлаж «Братское море и Байкал - любимые места отдыха братчан»
1 день
Знакомство с Байкалом и Ангарой
1. Рассматривание карты Иркутской области, ориентировка по ней (Байкал, Ангара, Братское море, Енисей.
2. Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»
3. Заучивание стихотворения «Седой Байкал»
4. Просмотр видеокассеты «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «У края чарующей бездны»
5. Аппликация с элементами бурятского орнамента «Рукавичка», «Ковер»
6. Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская)
7. Игровое задание «Путешествуем по карте»
2 день
Растительный и животный мир озера
1. Образовательная ситуация «Байкал: путешествие в подводное царство»
2. Беседа «Заповедник Байкала»
3. Просмотр видеофильма «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «Дикорастущие цветы Байкальских побережий и гор»,
4. Рассматривание книг, открыток, фотоальбомов (о рыбах, птицах, растениях, зверях)
5. Лепка из соленого теста (нерпа, медведь, соболь и др.)
6. Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»
7. Творческое задание «Встреча на берегу Байкала»
8. Подвижная игра «Солнце»
9. Изготовление макета к режиссерской игре «Встреча на берегу Байкала»
3 день
Охрана озера и его обитателей
1. Беседа «Ты обижен Байкал»
2. Рассматривание фотокниги «Ангара - дочь Байкала» (обратить внимание на фото заводов, построенныхнак берегах Байкала и Ангары)
3. Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды
4. Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»
5. Рисование «Каким я вижу Байкал», «Природа Приангарья»
6. Изготовление экологических плакатов «Берегите Байкал»
7. Сюжетно-ролевая игра «Туристическая прогулка по Байкалу и Ангаре»»
4 день
Мы твои друзья, Байкал
1. Чтение сказок из сборника «Байкала озера сказки»
2. Оформление фотовыставки «Мы и Байкал»
3. Изготовление буклетов «. Чудо зовется Байкалом», «Величавая Ангара»
4. Создание «Красной книги Приангарья»
5. Режиссерская игра «Встреча на берегу Байкала»
6. П/игра «Волк и ягнята» (якутская)
7. Сюжетно-ролевая игра «Рыболовецкое судно»
5 день
Презентация проекта для детей и родителей
Мини – музей «Сибирская сокровищница»
Форма проведения «Развлечение»
в программе:
> чтение стихов;
> задания на смекалку;
> показ инсценировки по сказке «Встреча на берегу Байкала»;
> экскурсия по мини-музею;
> награждение участников проекта.