Елена Люфт
Педагогический проект «Семейные ценности и реликвии»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка педагогического проекта
«Семейные ценности и реликвии»
в старшей логопедической группе МБДОУ № 95 г. Красноярска.
Авторы: Люфт Елена Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 95, Комаишко Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 95.
Публикация «Педагогический проект „Семейные ценности и реликвии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания и общения, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
В процессе музейно – образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы все это стимулирует развитие связной речи.
В ходе изучения и анализа статей современных авторов по Музейной педагогике И. Колесниковой, Н. Рыжовой, Г. Ларионовой, А. Данюковой мы предположили, что данное педагогическое направление может стать эффективным способом развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, не только с нормой в развитии речи, но и у детей с фонетико-фонематическими нарушениями.
Все вышесказанное и определило актуальность, разработанного нами педагогического проекта : «Семейные ценности и реликвии».
В ходе разработки мы определили проблему - недостаточное развитие связной речи и звуковой стороны речи детей старшей логопедической группы.
Для разрешения данной проблемы была выдвинута идея - повысить уровень развития связной речи детей в процессе музейно-образовательной деятельности, что так же будет способствовать проведению коррекционной работы по улучшению звуковой стороны речи детей с ФФНР.
Целью проекта стало - обучение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о предметах и событиях из окружающей жизни.
Участники проекта : воспитатель, учитель-логопед, дети, родители воспитанников.
Всю работу по созданию проекта мы разделили на 3 этапа.
1 этап (Подготовительный)
Цель: создать условия для проведения музейно-образовательной деятельности.
Задачи:
- обобщить данные обследования нарушений в развитии связной речи и звуковой стороны речи детей и наметить пути преодоления выявленных трудностей;
- разработать цикл мероприятий по решению обнаруженных проблем и нарушений;
- провести анкетирование родителей для сбора информации о том, посещают ли родители с детьми музеи города и какие, какую помощь они могли предложить для создания мини-музея в группе;
- организовать работу по поиску и сбору материалов для организации экспозиции мини-музея;
Работа по созданию мини-музея в группе началась в мае 2012 года. Следуя совокупности требований к проведению занятий в музее, сформулированных немецким учёным Г. Фройденталь, актуальных и сегодня, мы для себя определили, что:
1. каждое посещение музея – это организованная деятельность, и она должна иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
2. взрослые и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа и к нему нужно готовиться;
3. посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
4. отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка.
В соответствии с этими требованиями и задачами нами была проведена следующая работа:
- исходя из результатов обследования, мы выделили основные проблемы в развитии связной речи и звуковой стороны речи и составили план мероприятий по их преодолению в рамках нашего проекта;
- организовали при помощи родителей познавательные экскурсии в музеи города, с целью знакомства детей с музеем, его экспонатами и правилами его организации (Краеведческий музей, Литературный музей, музей им В. И. Сурикова);
- с учетом результатов анализа анкет родителей определились с тематикой мини-музея: «Семейные ценности и реликвии», разработали его модель, выбрали место для размещения;
- осуществили сбор экспонатов для будущего мини-музея в соответствии с выбранной темой.
Итогом подготовительного этапа стало создание экспозиции мини-музея «Семейные ценности и реликвии».
2 Основной (Практический этап).
Цель: формировать у детей старшей логопедической группы умения составлять развернутые высказывания в организованной и свободной деятельности используя различные формы работы в рамках проекта.
Задачи:
- учить детей описывать предметы, представляющие музейную экспозицию (по вопросам воспитателя, затем самостоятельно) и составлять описательные рассказы о них, с сохранением структуры и последовательности изложения;
- формировать умение самостоятельно составлять сюжетные рассказы об истории предметов, их принадлежности и предназначении в окружающей действительности, сохраняя правильную структуру рассказа, последовательность изложения, сохранение причинно-следственных связей и точное словоупотребление;
- создавать предпосылки для составления творческих рассказов об использовании, происхождении и усовершенствовании экспонатов мини-музея, развивая при этом фантазию детей и конструктивность мышления во время словесной передачи своих умозаключений;
- включать в работу речевой материал, способствующий развитию звукопроизношения и фонематического слуха детей с ФФНР;
- учить детей самостоятельному пересказу предложенных текстов (для проведения экскурсий по мини-музею, учитывая его правильное лексико-грамматическое оформление, сохраняя смысловую целостность при воспроизведении всех частей рассказа, без сокращений и искажений;
В соответствии с намеченной целью и задачами мы разработали и провели цикл мероприятий.
Вначале нашей работы дети учились давать описание принесенных предметов, составляющих музейную экспозицию в форме беседы по вопросам воспитателя. Например: дать название предмета, рассказать о его особенностях, из чего он сделан, кому принадлежит, как используется в жизни, в чем его ценность и т. д. Затем самостоятельно составляли описательные рассказы об этих предметах, с сохранением структуры и последовательности изложения. Пополнение экспонатов музея происходило постоянно: это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. В ходе работы весь материал систематизировался и дополнялся. Рассказы детей записывались, и на их основе, совместно с логопедом, составлялись тексты для последующего пересказа. В музее постоянно проводились различные мероприятия.
Применялась такая форма работы, как коллекционирование, во время которой дети рассказывали о своих мини-коллекциях, о том, почему выбрали то или иное направление коллекционирования (календарики, наклейки, магниты, фигурки игрушек, военная техника, машинки – трансформеры, фигурки супергероев и т. д., откуда к ним попали предметы, чем их привлекают.
Проводились игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука», в которых дети рассматривали предметы народного творчества, давали их описание, придумывали творческие рассказы и рассказы из жизненного опыта о том, как можно использовать предметы народного творчества, изменить их.
Организовывались игры – путешествия, такие как: «Путешествие в лес», «Расскажи, как ты провел лето?», «Праздники в нашей семье» и т. д., во время которых звучали рассказы детей об интересных наблюдениях, об интересных случаях из жизни людей, животных, птиц, насекомых, о запомнившихся явлениях природы.
Использовались эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор» с последующим обсуждением, почему дети выбрали тот или иной цвет, рисунок.
Предлагалось выполнение домашних заданий о том, как можно изменить предметы, составляющие экспозицию мини-музея, нарисовать их, вылепить, придумать свое название, составить о них загадку, сказку, рассказ об истории выбранного предмета, его принадлежности и предназначении в окружающей действительности с последующим представлением и обсуждением в группе.
Для работы над составлением сюжетных рассказов мы использовали картины знаменитых художников, иллюстрации к сказкам. Сначала картины и иллюстрации рассматривались детьми, затем с помощью воспитателя выделялись детали сюжетов, определялась основная мысль изображений, действия героев, их описание, время и место действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. На следующем этапе давался образец рассказа воспитателем, использовался прием рассказа по цепочке, по частям и только после этого, дети самостоятельно составляли сюжетный рассказ по картине, иллюстрации или серии картинок к знакомой сказке, стараясь сохранять правильную структуру рассказа и последовательность повествования.
В работе над пересказом детям сначала предлагалось прослушивание знакомых сказок и рассказов, затем в ходе беседы мы выясняли, насколько дети поняли содержание и смысл произведения. Дети активно использовали в своей речи языковой материал рассказа или сказки, воспроизводили отдельные словосочетания, обороты, упражнялись в нахождении и использовании выразительных интонаций. Затем произведение зачитывалось еще раз с предварительной установкой на внимательное прослушивание и последующий пересказ. Для закрепления использовались приемы коллективного пересказывания, пересказа по частям, использование элементов драматизации, разыгрывание сказки по ролям.
В своей работе мы часто использовали дидактические игры:
- «Кто интереснее придумает?». Цель - учить детей составлять предложения по заданному слову.
- «Что напутал Незнайка?». В ходе этой игры дети учатся находить ошибки в описании и исправлять их.
-«На выставке». Цель игры - давать описание картины, используя образные слова и выражения.
- «Загадка». Цель, которой, выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения; и т. д.
Так как дети нашей группы имеют речевые нарушения, параллельно с формированием связной речи проводилась и работа по улучшению звукопроизношения и развитию фонематического слуха детей через речевые игры: «Повтори слоги и слова в той же последовательности», «Эхо», ««Похоже - не похоже», «Поймай звук», «Замкни цепочку» и т. д., а так же четкое проговаривание звуков во время всех мероприятий, проводимых в рамках проекта.
Наш музей стал своеобразной образовательной зоной, где не требовалось специально привлекать детей, их увлекала сама созданная среда музея.
В ходе работы над созданием проекта была видна взаимосвязь с другими видами речевой деятельности:
-как основное направление - развитие связной речи,
-словарная работа,
-работа над интонационной выразительностью речи,
-активизация пассивного словаря,
-знакомство с фольклором, с народной сказкой, картинами великих художников и т. д.
А также прослеживалась интеграция образовательных областей, что соответствует требованиям современного дошкольного воспитания:
- познанием – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающим миром, счетными операциями, установлением причинно-следственных связей, ориентировкой в пространстве и времени;
- художественным творчеством – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмическими упражнениями, знакомство с произведениями художников-классиков, с произведениями фотохудожников, с народно прикладным творчеством.
- здоровьем – наличие представления о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.
- физическим развитием – расширение представлений о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.
Итог второго этапа определил:
Разработку и проведение мероприятий по формированию связной речи детей и преодолению речевых нарушений, подбор и систематизацию текстового материала, способствующего подготовке и проведению экскурсии-презентации экспозиции мини-музея.
3 этап. (Заключительный)
Цель: организовать работу школы экскурсоводов.
Задачи:
- организовать, совместно с логопедом, работу по подготовке детей к пересказу заранее подготовленных текстов, с целью представления экспонатов мини-музея и проведения экскурсии-презентации;
- организовать и провести экскурсию по мини-музею;
- провести повторное обследование связной речи и звуковой стороны речи с последующим анализом результатов.
В ходе работы на заключительном этапе основное внимание уделялось работе над пересказом. Мы, совместно с учителем-логопедом, составляли тексты на основе детских рассказов и осуществляли работу над их пересказом, используя подгрупповую и индивидуальную формы работы. Проводили работу по сравнению содержания текстов, совершали операции анализа и синтеза предложенных повествований, формировали у детей навык обобщения полученной информации. По окончании подготовки детей была организована и проведена экскурсия-презентация нашего мини-музея, во время которой дети рассказывали о представленных экспонатах. Экскурсия проводилась для родителей воспитанников и детей других групп нашего детского сада.
В заключение реализации нашего проекта было проведено повторное обследование состояния связной речи и звуковой стороны речи с целью выяснения качества нашей работы и предполагаемой продуктивности созданных нами условий.
Итогом работы заключительного этапа стало:
- проведение экскурсии-презентации на тему «Семейные ценности и реликвии»;
- самостоятельное творчество детей и выставка работ (рисунки, сочинения на тему «Моя семья», создание фотоальбома «Мама, папа, я – счастливая семья»)
- получение положительных результатов повторного обследования состояния развития связной речи и звуковой стороны речи.
Вывод:
Результаты повторного обследования показали, что в процессе реализации нашего проекта состояние связной и звуковой стороны речи заметно улучшилось - дети научились составлять развернутые высказывания, произошло обогащение и активизация словаря, улучшился грамматический строй речи, и звуковая культура.
Исходя из результатов, полученных в ходе исследования, мы пришли к выводу, что музейно-образовательная деятельность, действительно, является мощным средством развития связной речи, и оказывает коррекционно-развивающее действие при работе над звуковой культурой речи старших дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями.