МААМ-картинки

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством. Педагогический проект для старших дошкольников «Русские узоры»

Марина Комова
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством. Педагогический проект для старших дошкольников «Русские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги группы.

Цели проекта

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Задачи

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Публикация «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, Педагогический проект для старших дошкольников „Русские узоры“» размещена в разделах

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Ожидаемый результат

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Подготовительный этап

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду:

подобрать материалы, игрушки, дидактические игры;

организация в группе выставки предметов декоративно-прикладного искусства

В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по патриотическому воспитанию детей: организуются беседы, досуги, встречи с ветеранами, чтение художественной литературы, музыкальные вечера.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Работа по данному направлению в нашей группе ведется с младшего возраста. Педагоги группы знакомили детей с культурой нашего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, с произведениями народного декоративного искусства.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Основной этап проекта (Сентябрь – февраль 2014 года)

Виды деятельности. Пути реализации проекта

• Игровая деятельность;

• Познавательное развитие;

• Продуктивная деятельность;

• Взаимодействие с родителями;

• Презентация проекта

Игровая деятельность

В группе проводились сюжетно-ролевые игры: «Страна Мастеров», «Веселая ярмарка», «Петрушка в гостях у ребят» и другие.

Дидактические игры: «Составь узор», «Обведи и раскрась», «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Обведи элемент», «Собери целое».

Познавательное развитие

Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

ФЭМП:

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

Продуктивная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы». Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Лепка из глины: филимоновская игрушка «Котик», «Дымковская лошадка», «Дымковский индюк».

Роспись посуды «Гжель» из папье-маше, роспись на кухонной доске городецкими узорами, роспись деревянных ложек хохлома.

Взаимодействие с родителями

Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей «Народные игры в семье»

Выставка работ, выполненных совместно с детьми, участие в музыкальном развлечении «Русские узоры».

Презентация проекта «Русские узоры».

Зал украшен для проведения презентации проекта, организована выставка предметов и иллюстраций декоративно-прикладного искусства. Подготовлены столы для работы детей в «художественной мастерской»:

Хозяйка:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

- Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Проходите да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Звучит фонограмма русской народной песни.

Хозяйка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Хозяйка: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера? (ответы детей)

Хозяйка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете? (ответы детей)

Хозяйка: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Дети и Хозяйка подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда.

Хозяйка: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой? (ответы детей)

Хозяйка: посмотрите дети, как расположен узор. Расписывать начинали с крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона а потом раскрашивали край, дно, затем ручку.

Дети и Хозяйка подходят к столу, где изделия, украшенные городецкой росписью

Хозяйка:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним – леса большие – большие, места дремучие. Когда – то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. На носу – русалки, их называли берегинями. Улыбчивые львы на корме. И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки - из дерева и глины.

Самая красивая городецкая игрушка – это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьет, удила грызет. Его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких – то сказочных, веселых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это и кони и птицы одновременно. Нигде, кроме Городца такого не увидишь.

Под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям.

Хозяйка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев.

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Хозяйка: Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. И я ребята знаю, почему они незакончены.

Это изделия для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Дети: Поможем.

Хозяйка: Что ж, ребята, тогда вы сейчас превратитесь в хохломских мастеров Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет расписывать, проходите и садитесь.

Групповая творческая работа.

— Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия малышам, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы декоративной росписи. И они будут гордиться, что им подарили свои работы мастера из подготовительной группы.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством Якутии Информационная карта проекта МБДОУ ЦРР детский сад №11 «Подснежник» г. Якутск, республики Саха (Якутия) 1. Полное название проекта: «Эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством. Педагогический проект для старших дошкольников «Русские узоры»
Опубликовано: 12 мая 2014 в 19:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством. Педагогический проект для старших дошкольников «Русские узоры»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Комова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД