Салтыкова Анастасия
Педагогический проект «Русская матрешка» для воспитанников второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Русская матрешка» во второй младшей группе.
Разработчик –Салтыкова Анастасия Сергеевна
Вид проекта- исследовательский творческий проект.
Продолжительность, срок реализации- 1 неделя, с 24.10.2024-28.10.2024г.
Участники- воспитанники 2 младшей группы(3-4 года, воспитатель, родители (законные представители).
Аннотация проекта
Игрушки, а также связанные с ними игры, являются частью образовательной сферы. О таких забавах, как Матрешки, народная мудрость говорить, как о «небалушках». Это не просто развлечение, а целый мир для маленького ребенка.
Темочки:
Веселая деревянная кукла, расписной символ яркой русской души. Едва ли найдется человек – и отнюдь не только в России, – который бы не знал, что такое матрешка. Игрушки, а также связанные с ними игры, являются частью образовательной сферы. О таких забавах, как Матрешки, народная мудрость говорить, как о «небалушках». Это не просто развлечение, а целый мир для маленького ребенка.
Как понять потенциал «Матрешки»? Чем она будет являться для ребенка? Как выбрать ту, которая понравится малышу? И есть ли польза или вред от «Матрешки»?
Введение
Для ребенка важной частью образовательной среды являются игрушки, с которыми он взаимодействует. Считается, что для маленького человека игрушка – это не просто развлечение или забава, это еще и способ познать окружающий мир.
Актуальность
Вместе с игрушками, которые общество предлагает для детской игры, транслируются ценностные ориентиры этого общества. Детская игра зависит от идеологии взрослых, их представлений об устройстве игры, ее значении и месте в жизни ребенка. Отношение к игрушкам отражает отношение взрослых к детям и меняется вместе с социокультурной ситуацией. Изучение этой динамики необходимо как для расширения научных представлений об игрушке, так и для понимания того, какой вклад вносят взрослые в построение феномена детства.
Матрешка – очень проста, но актуальна для развития ребенка младшего возраста. Она способна дать очень много для моторики, связной речи, внимания. Игры с матрешкой создают основы сюжетной игры, а также помогают сформировать первые математические навыки, понятия «меньше» и «больше».
Анализ ситуации
Детям должны знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки матрешки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель:
- Познакомить детей с игрушкой Матрешкой.
Задачи :
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке
-развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас
-воспитывать у детей интерес к русской народной игрушке Матрешка.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Определение целей, задач, направлений работы с детьми, составление плана деятельности;
- создание условий для реализации проекта:
- разработка плана взаимодействия с родителями
- подбор литературы, иллюстраций
- выбор оборудования и материалов
- подбор дидактических игр
- художественная литература (потешки, песенки);
- информированность родителей о предстоящей деятельности.
2 этап. Основной
Мероприятия по работе с детьми: чтение загадок и стихотворений о матрешках, презентация, беседы «История возникновения матрешки», «Русские матрешки», рисование, лепка, конструирование, ДИ. Слушание и пение детьми песни «Мы веселые матрешки»
Работа с родителями: анкетирование; консультация
3 Заключительный этап.
Выставка детских работ «Красавица – Матрешка».
Перспективное планирование работы с детьми
1 день (24.10.2024)
Беседа «Знакомство с матрешкой»
Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»;
Цель: Вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
2 день (25.10.2024)
Математическая игра «Одна и много»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.
Дидактические игры:
«Подбери фартук Матрешке»,
Цель: закрепить знания основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый);
«Собери Матрешку»
Цель: учить составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.
«Катание Матрешки на машине»
Цель: учить выделять «один» и «много» из группы однородных предметов по подражанию.
3 день (26.10.2024)
Лепка.
Тема: Испечем баранки, калачи для матрешек
Совместная работа воспитателя с детьми.
Цель: вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить для матрешек угощения, научить детей скатывать из пластилина колбаски, соединять их, превращая в баранки, калачи. формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, разделенные на кусочки, дощечки, игрушка матрешка.
Предварительная работа: игры с матрешками, лепка в свободное от занятий время.
Методические приемы: сюрпризный момент (приход матрешки, обращение внимание на выражение лица (она веселая, улыбается, хочет плясать, создание проблемной ситуации, объяснение воспитателя из каких частей состоит матрешка, показ лепки калачей, похвала за самостоятельные работы детей, индивидуальная работа.
Действия с предметами. Дидактическая игра: «Соберем матрешку».
Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, средний, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, средний, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки
4 день (27.10.2024)
Ознакомление с окружающим миром (формирование целостной картины мира.)
Дидактическая игра: «В гости к нам пришла матрешка»
Дидактическая задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей
5 день (28.10.2024)
Развитие речи
Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками)
Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, наблюдательность, речь.
Конструирование «Домик для матрёшки»
Цель: закрепить понятия «большой», «маленький».
Управление и обеспечение проекта
Сюжетно – ролевые, театрализованные игры, инсценировки;
Творческая и продуктивная деятельность;
Показ иллюстраций, картинок; создание мини – музея;
Взаимодействие с музыкальным руководителем;
Чтение художественной литературы; беседы
Дидактические и конструктивные игры;
Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий
Оснащение предметно - развивающей среды;
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемый результат:
- возникновение интереса детей к игре с Матрёшкой,
- обогащение кругозора знаний родителей к этой игрушке.
- воспитанники научатся различать основные цвета (желтый, красный, синий, красный);
- воспитанники научатся соотносить предметы по величине (большой – маленький, по количеству (один – много);
- активизируется словарь детей за счет существительных и прилагательных (матрешка синяя, красная, зеленая, желтая; румяна; сарафанчик; платочек);
- дети при виде матрешки эмоционально улыбаются, радуются;
- родители будут активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком.
- Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности.
- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.
- Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода.
- Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя МДОУ.
Предполагаемые продукты проекта:
Выставка в раздевалке группы детских работ «Украсим матрешкам сарафаны»