Анна Горшкова
Проект «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Мини-музей «Русская изба» в дошкольных группах был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников МБОУ «СШ №23».
Проблемы, которые решает музейная педагогика
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Актуальность
Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В нашем городе существует только один историко-краеведческий музей и ориентирован он в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини музеев в дошкольных группах т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп средств музееведения и музейной педагогики, создание в дошкольных группах музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в дошкольных группах занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.
Цель:
Средствами мини - музея реализуется осуществление основных принципов. Заложить основы духовно – нравственной личности с активной личностной позицией и творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада в Ульяновской области;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Формировать чувство любви к малой Родине на основе изучения русских народных традиций Ульяновской области;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
7. Приобщить дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа Ульяновской области;
8. Средствами нравственно – патриотического воспитания развивать интеллектуальные способности детей интеллектуальные и творческие способности.
Этапы реализации проекта
Долгосрочный
Результаты проекта
У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.
Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж дошкольных групп в среде родителей. Мини - музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды наших дошкольных групп.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь;
- изделия народных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымковская роспись и т. д. ;
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла, наволочки (вязанные и вышитые гладью);
- русские народные инструменты.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.
Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является : проведение тематической НОД для дошкольников; посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБОУ «СШ №23»; организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др. ;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие; организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта :
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки, ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная»
3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Тематический план
Дети от 3-4 лет
№ месяц тема часы ответственный
1 сентябрь Что такое музей? 15 мин Воспитатель группы
2 октябрь Добрая изба 15 мин Воспитатель группы
3 ноябрь Печка – хозяйка. 15 мин Воспитатель группы
4 декабрь Хозяйкины помощники 15 мин Воспитатель группы
5 январь К нам гости пришли 15 мин Воспитатель группы
6 февраль Кот Пушок на печурке греется 15 мин Воспитатель группы
7 март Куклы в народном сарафане 15 мин Воспитатель группы
8 апрель Волшебная прялица 15 мин Воспитатель группы
9 май Как у наших у ворот 15 мин Воспитатель группы
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы
Дети от 4-5 лет
№ месяц тема часы ответственный
1 сентябрь В гостях у хозяюшки 20 мин Воспитатель группы
2 октябрь Мир старинных вещей 20 мин Воспитатель группы
3 ноябрь Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) 20 мин Воспитатель группы
4 декабрь Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) 20 мин Воспитатель группы
5 январь Как ходила коляда 20 мин Воспитатель группы
6 февраль Посудочка хороша! (мир народной посуды) 20 мин Воспитатель группы
7 март Куклы в народных костюмах (Московская) 20 мин Воспитатель группы
8 апрель Сороки (Герасим Грачевник) 20 мин Воспитатель группы
9 май От лучинки до электричества 25 мин Воспитатель группы
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы
Дети от 5-7 лет
№ месяц тема часы ответственный
1 сентябрь Милости просим в нашу избу 25 мин Воспитатель группы
2 октябрь Скоро девочки Покров 25 мин Воспитатель группы
3 ноябрь Печь – как мать родная 25 мин Воспитатель группы
4 декабрь Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) 25 мин Воспитатель группы
5 январь Рождество Христово 25 мин Воспитатель группы
6 февраль Бабушкин сундук. 25 мин Воспитатель группы
7 март Как рубашка в поле выросла 25 мин Воспитатель группы
8 апрель Русь нарядная (куклы в народных сарафанах) 25 мин Воспитатель группы
9 май От лучинки до электричества. 25 мин Воспитатель группы
10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы
Сотрудничество с семьей по проекту «Музей и дети»
№ п/п Тема Цель Методические приемы
1 Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка» Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи. Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»
Русская народная игрушка «матрешка»
2 Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.
3 Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник» Вовлечь родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке. Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»
4 Совместные вечера-развлечений Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности. Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей
Результаты моей работы считаю:
Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.
Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.